Оговорочки от Фрейда
Зигмунд Фрейд, основоположник психоанализа, был не просто пионером-неврологом. Он был культурной силой, изменившей наше понимание человеческой психики, идентичности и поведения.
Идеи Фрейда критиковались как неудобные и вызывающие беспокойство, однако они занимают важное место в современном мире.
Фрейд исследовал бессознательное в то время, когда оно едва ли было известно. Он приглашал пациентов свободно говорить, не вставая с кушетки в своем венском кабинете, побуждая их делиться своими мыслями, воспоминаниями и сновидениями. Благодаря этому методу он раскрыл скрытые и сложные слои подавленных желаний и конфликтов, которые, по его мнению, во многом определяют поведение человека. Именно Фрейд первым настоял на том, что активное слушание – глубокое и без осуждения – является ключом к исцелению психики.
Хотя его работы вызывают споры, влияние Фрейда остаётся глубоким. Он рисовал чёткую картину поля битвы между инстинктом и разумом, между тем, что мы знаем, и тем, что пытаемся скрыть.
В 1938 году, когда нацисты захватили Австрию, Фрейд был вынужден бежать из Вены. Последний год своей жизни он провёл в Лондоне, где в его доме на Мэресфилд-Гарденс, 20 (ныне Музей Фрейда) хранятся его библиотека, коллекции и оригинальная психоаналитическая кушетка, положившая начало революции.
Давайте рассмотрим 10 цитат, которые открывают окно в необыкновенную голову Фрейда:
1. «О психоанализе можно сказать так: если вы дадите ему мизинец, он вскоре отнимет у вас всю руку».
Вводные лекции по психоанализу (1916–1917).
Здесь Фрейд использует юмористическую метафору, чтобы описать саму природу психоанализа. Как только человек начинает исследовать своё бессознательное, этот процесс может быстро становится всепоглощающим, обнажая всё более глубокие слои подавленных мыслей и желаний. Это отражает убеждение Фрейда в том, что психоанализ — не просто метод, он требует полной отдачи и честности.
«Голос интеллекта тих, но он не успокаивается, пока его не услышат».
«Будущее иллюзии» (1927).
Эта цитата отражает веру Фрейда в разум и способность человека к прозрению. Хотя рациональное мышление может показаться слабым перед лицом сильных эмоций и социальных догм, Фрейд верил, что в конечном итоге оно победит. Эта идея легла в основу его более широкой критики религии и суеверий, в которой он выступал за более рациональное и психологически информированное общество.
«Сон — это (замаскированное) исполнение (подавленного, вытесненного) желания».
Психология сновидений: психоанализ для начинающих (1921)
Революционная теория сновидений Фрейда предполагала, что сны не бессмысленны, а скорее служат для исполнения скрытых желаний, которые слишком неприятны для осознанного восприятия.
«Предложенных до сих пор идей недостаточно для толкования сновидения».
«Психология сновидений: психоанализ для начинающих» (1921).
Эта цитата отражает интеллектуальную скромность Фрейда и его готовность совершенствовать свои теории. Несмотря на новаторские идеи о сновидениях, он признавал, что многое ещё предстоит открыть, обсудить и оспорить, и его теории не являются абсолютными.
«Однажды, оглядываясь назад, годы борьбы покажутся вам самыми прекрасными».
Письмо Карлу Юнгу, 1907 год.
Эта цитата, написанная в частном письме к его ученику Карлу Юнгу, раскрывает истинную сторону личности Фрейда. В ней он признаёт, что трагедия и трудности лишь помогают человеку стать лучше.
«Невыраженные эмоции никогда не умрут. Они погребены заживо и проявятся позже в более уродливом виде».
Широко приписывается Фрейду, хотя источник спорен. Эта цитата отражает центральную идею Фрейда о подавлении эмоций. Он утверждал, что непереработанные чувства не исчезают просто так, если мы не обращаемся к ним. Они имеют свойство возвращаться, и последствия будут более драматичными, чем вы можете себе представить.
«Нет, наша наука — не иллюзия. Но было бы иллюзией полагать, что то, чего наука нам дать не может, мы можем получить где-то ещё».
Будущее иллюзии (1927)
В «Будущем иллюзии» Фрейд подтверждает свою веру в науку и рациональное исследование, одновременно критикуя религиозные убеждения как психологическую проекцию человеческих желаний и неуверенности.
«Куда девается мысль, когда ее забывают?»
Приписывается Фрейду; основано на его работах о бессознательном. В своих исследованиях вытеснения и памяти Фрейд предположил, что забытые мысли не исчезают, а хранятся в бессознательном, влияя на наши действия скрытым образом.
«Добродетельный человек довольствуется мечтами о том, что грешник делает в реальной жизни».
«Толкование сновидений» (1900).
В этом наблюдении Фрейд предполагает, что даже те, кто кажутся нравственно безупречными, таят в себе бессознательные желания, подобные тем, что свойственны так называемым грешникам. Однако хороший человек, вместо того чтобы направлять их в поступки, даёт им выход через сны.