Знак спасения: Госдума приняла закон, запрещающий вывески на латинице. Сохранить их может только товарный знак
17 июня Госдумой принят закон, существенно ограничивающий бизнес в использовании англицизмов и слов на других иностранных языках в наружной рекламе. Если документ вступит в силу, то вывески и витрины предприятий торговли и сферы услуг по всей стране должны будут выполнены только на кириллице.
Такие изменения направлены на защиту русского языка – достояния любого народа. Так отметил режиссер Никита Михалков, выступивший перед депутатами в ходе заседания. Он добавил, что иностранные граждане, посещающие Россию, «не понимают», где они находятся, так как 90% наружной рекламы – это англицизмы.
В связи с этим слова на вывесках предпринимателям придется сменить: shop на «магазин», sale на «распродажу», fresh на «свежесть» и т.д. Однако часть бизнеса такие нововведения не затронут. Например, тех, кто заранее позаботился об охране своего бренда и зарегистрировал его как товарный знак. В этой статье я расскажу, что делать остальным организациям, чтобы сохранить свое название английском языке.
Какие вывески на английском языке используются сейчас
Улицы российских городов действительно изобилуют англицизмами. Каков именно их процент, подсчитать невозможно. Ведь как минимум, каждый день появляются новые предприятия торговли или услуг, а старые закрываются. Рассмотрим, какие названия на английском и других иностранных языках выбирают предприниматели на примере обычного периферийного города N. Мы не будем его уточнять: аналогичные или похожие вывески можно встретить практически в любом регионе нашей страны.
Итак, для точек приготовления и продажи кофе предприниматели из города N используют следующие названия: «Coffee Machine», «Pit stop Victoria», «One Hot Pot», «Coffee Inn», «Point B», «Hohoro coffee» и многие другие.
Для ресторанов, кафе и других объектов питания также придуманы разнообразные имена: «Bambook», «Terazza», «Nirvava Club», «Hot Dogger», «Fobos», «Big Mafia House», «Country Pizza», «Macau», «Global play», «Sushiri», «Sushi Sea», «WASABI», «Bravos» и пр.
Пестрят англицизмами магазины одежды, обуви, детских товаров и торговые центры: «Yes Dress», «Action», «Sport Zone», «Smoke Donalds», «Dari Look», «The Loft», «Hot Angels», «Baby-hit», «BRAND», «Pink boutique» и т.д.
Не отстают и спортивные клубы, а также салоны красоты и обычные парикмахерские: «White Angel», «KindFairy», «VP Studio», «Sunday», «Royalty Beauty Space», «Beauty Time», «Avocado», «The Best», «Cherry» и многие другие.
Ну, и конечно же, нельзя не отметить бесчисленное множество точек «OZON», «Wildberries», «ONE PRICE COFFEE», «Surf Coffee», «INVITRO», «Gloria Jeans» и пр.
Статус вывесок и другой наружной информации
Все вышеперечисленные названия можно отнести к коммерческим обозначениям – инструментам для индивидуализации предприятий (ст. 1538 ГК РФ). Они охраняются как объекты интеллектуальной собственности. При этом не нуждаются в регистрации. Права на них возникают в процессе их фактического использования.
Коммерческие обозначения, как уточняет ст. 1539 ГК РФ, можно размещать на наружных вывесках, бланках, в счетах и другой документации, в различных объявлениях и рекламе, на товарах, их упаковках, а также в сети Интернет.
Важно не путать коммерческое обозначение с фирменным наименованием (ст. 1473 ГК РФ) – официальным названием вашей компании, например, ООО «Парус», ИП «Солнышко», АО «Связь» и пр. В отличие от первого оно подлежит обязательной регистрации в налоговых органах и занесению в ЕГРЮЛ. При этом также относится к объектам интеллектуальной собственности и охраняется на законодательном уровне.
Таким образом, коммерческое обозначение – это название, например, магазина, размещенное сверху – над входом, а фирменное наименование – это та самая информация, которая размещается на фасаде – у входа. Согласно закону РФ от 07.02.1992 №2300-I «О защите прав потребителей», наличие такой таблички обязательно.
Названия на информационной табличке у входа и на вывеске могут совпадать, а могут – и нет. Например, бренд кофейни «ONE PRICE COFFEE» - это коммерческое обозначение, в то время как фирменное наименование юридического лица – ООО «ВАН ГРУП КОМПАНИ».
И наоборот. Довольно распространены магазины женской одежды «ZARINA», где последнее – это коммерческое обозначение. Однако фирменное наименование, расположенное на табличках и занесенное в ЕГРЮЛ, одноименное – ООО «Зарина».
При этом важно отметить, что коммерческое обозначение на сегодняшний день может быть написано на английском языке – «TECHNOGROUP», а фирменное наименование – только дополнено – ООО «ТЕХНО ГРУПП» (TECHNOGROUP).
Что изменится после вступления закона в силу
Когда закон вступит в силу владельцам многочисленных shop и coffee придется менять вывески – переводить их на кириллицу. К слову, такая практика уже давно применяется в ряде российских городов – Ярославле, Краснодаре и Саратове. Соответствующие правила закреплены там официально, а их нарушители выплачивают крупные штрафы и демонтируют незаконные конструкции за свой счет.
Но на самом деле новый закон не столь суров и категоричен. Рассмотрим более подробно, что он предлагает:
- Информация на вывеске, предназначенная для публичного ознакомления, должна быть выполнена на государственном языке РФ – на русском.
Государственный язык распространяется на всю территорию России. Но в ряде регионов, например, в республиках Адыгея, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, наряду с русским официальными считаются и свои языки – адыгейский, башкирский, мордовский, татарский соответственно.
Поэтому, в таких субъектах названия на русском могут (по желанию) дополнять названия на «местных» языках.
При этом информация должна быть идентичной, как и оформление. Например, справа может быть «АПТЕКА РОМАШКА», а слева – «ДАРЫУХАНА ПУНКТЫ АЯЛАЙ» (башкирский). При этом последнее не может быть по размеру больше первого или как-то выделяться иначе.
- По желанию владельца вывески она может быть дополнена названием на английском языке. Но, опять же, информация должна быть аналогичной, а оформление – одинаковым. Англицизм не должен выделяться и доминировать в общей композиции.
Изменения затронут не только предприятия торговли и сферы услуг, но и названия жилых комплексов – одного дома или их группы. Для названия таких объектов тоже придется использовать кириллицу.
Так, например, застройщикам придется поменять названия «Мультиквартал «CITYZEN», «ЖК «CityBay», «ЖК «Symphony34», «ЖК «WAVE» и пр.
Планируется, что изменения вступят в силу 1 марта 2026 года. При этом, согласно документу, жилые комплексы, которые будут введены в эксплуатацию до этой даты, они не затронут. А вот предприятия торговли и сферы услуг – да.
Что делать бизнесу в связи с изменениями?
В законе есть важные оговорки, которые для многих владельцев бизнеса являются ключевыми:
Названия на английском языке (или другом иностранном), зарегистрированные в качестве товарных знаков, под нововведения не попадают.
Так, например, магазину женской одежды «LOVE REPUBLIC» менять вывеску на «РЕСПУБЛИКА ЛЮБОВЬ» не придется. Потому что у компании АО «Мэлон Фэшн Груп» зарегистрирован для этого бренда товарный знак № № 545400. А вот для владельцев точки «Dari Look» из города N ребрендинг на «Дари образ» или что-то иное неизбежен. Ведь их название товарным знаком не защищено. И это коснется всех незарегистрированных англоязычных обозначений.
Фирменные наименования, содержащие англицизмы, также не попадают под действие закона. К ним можно отнести следующие примеры юридических лиц: «ООО VITA GROUP», «ООО «COMPANY IRITANA», «ООО «TRANS LOGISTIK», «ООО «BULLHOUSE MANAGEMENT» и пр.
Поэтому, для тех предпринимателей, кто хочет оставить английскую версию своего названия (не фирменного наименования), единственным решением остается – регистрация одноименного товарного знака. Однако не все так просто. Нельзя обратиться в профильный орган и попросить товарный знак. Он должен соответствовать целому ряду правил и требований. Рассмотрим пошагово этот процесс.
Что такое товарный знак
Товарный знак – это объект интеллектуальной собственности, служащий для индивидуализации товаров и услуг. В отличие от коммерческих обозначений он подлежит обязательной государственной регистрации, ведь, согласно ст. 1477 ГК РФ, он дает своему владельцу (правообладателю) исключительное право. Последнее – это монополия на бренд. Пока действует охранное свидетельство, никто не может использовать такое же название для похожего бизнеса.
Так, например, в России только один бренд для магазинов обуви «KARI» (товарный знак № 1089590), один бренд одежды «LIME» (№ 371709), один бренд для магазина продуктов «METRO» (№ 354759) и пр. Если другой предприниматель начнет использовать такие же или похожие названия в отношении однородных товаров или услуг, то правообладатель товарного знака сможет их засудить и взыскать денежную компенсацию до 5 миллионов рублей. На это прямо указывает ст. 1515 ГК РФ.
Такая строгость оправдана целью товарных знаков. Покупателям они помогают различать продукцию разных производителей, а своим владельцам дают возможность выделять товар на рынке и развивать бизнес.
Как зарегистрировать товарный знак
Чтобы зарегистрировать товарный знак, необходимо обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент). Однако предварительно стоит произвести ряд действий.
Проверка соответствия законодательству
В первую очередь необходимо проверить свое англоязычное название на соответствие требованиям ст. 1483 ГК РФ. То есть, определить, есть ли у него различительная способность – то свойство, что отличает его от других обозначений. Так, положения статьи четко устанавливают, какие бренды не могут претендовать на государственную охрану:
- Товарными знаками не могут стать обозначения, состоящие только из общепринятых терминов. Чтобы рассмотреть это наглядно, вернемся в наш город N. Названия организаций «Sport Zone», «Coffee Machine», «Sushi», «BRAND», а также «Sale», «Second hand», «Shop», «Dance», «Fitness» можно отнести к этому правилу, а потому, экспертизу в Роспатенте они не пройдут.
Их можно включить в товарный знак, но как неохраняемые элементы. Так, например, поступили владельцы товарного знака «FaMoChil online food court» (№ 802353), где под охраной только «FaMoChil».
Товарный знак не может быть описательным, то есть указывать на вид, свойство или качество товаров, для которых он регистрируется. Так, например, название кофейни «One Hot Pot» из города N говорит о горячем чайнике, название ресторана «Country Pizza» – о виде блюда, название салона красоты «Beauty Time» – о профильных услугах и т.д. Такие бренды не могут быть зарегистрированы в Роспатенте.
Чтобы внести еще большую ясность, приведем абстрактные примеры. Слово «TOMATO» не может стать товарным знаком для магазина овощей, «ROSE» – для студии флористики, «BABY» – для детского сада и т.д.
Товарный знак не может включать географические указания. Например, «MOSCOW SHOP», «SARATOV FOOD», «MADE IN SOCHI» и пр. Опять же, по аналогии с пунктом № 1 в товарный знак названия городов, улиц внести можно, но в качестве неохраняемых словесных элементов.
Вот примеры таких действующих товарных знаков: «SARATOVAIRLINES» (№ 545221), «MALLPICSOCHI» (№ 1034726), «ROSTOVKLIMAT» (№ 758248) и пр.Не допускается включение в товарный знак названий объектов природного и культурного наследия, а также музейных ценностей. Например, ваш магазин называется «Hermitage» или «Tretyakovka», а, может быть, «Kurshskaya Kosa»? Роспатент такое название не зарегистрирует. Вы только потеряете время.
Конечно, в городских пейзажах можно встретить практически все вышеупомянутые названия: «SOHI SPORT», «BABY SHOP», «YOUR DRESS». Однако в Роспатенте они не зарегистрированы. Есть и другие требования, предъявляемые к потенциальным товарным знакам. С ними можно ознакомиться в статье 1483 ГК РФ.
Между тем, напрашивается вопрос – а что делать тем предпринимателям, которые хотят зарегистрировать товарные знаки, но чьи англоязычные названия попадают в категории этой статьи? На сегодняшний день существует одно решение этой проблемы – доработка бренда.
Можно обратиться к патентным поверенным, которые занимаются вопросами интеллектуальной собственности. Юристы совместно с неймерами и дизайнерами дорисуют ваше название, возможно, добавят новые элементы. В общем – усилят его различительную способность. А это многократно увеличивает шансы успешной регистрации.
Поэтому перед вступлением нового закона в силу владельцам многочисленных «Barbershop» и «Coffee Point» лучше обратиться к профессионалам. Благодаря их работе даже безнадёжные на первый взгляд бренды становятся успешными товарными знаками.
Проверка на уникальность
Также товарный знак должен быть уникальным, не похожим на другие. Это обязательное условие для удачного прохождения экспертизы в Роспатенте. Для этого свое название нужно сравнить с уже зарегистрированными брендами и заявками на них с помощью специальных поисковых сервисов.
Важно уточнение – сравнивать надо не со всеми товарными знаками, а только с теми, которые охраняют однородные вашим товары или услуги. Для упрощения этого процесса нужно воспользоваться Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), аккумулирующей практически все виды бизнеса.
Откройте документ и выберите номер вашего класса. Если вы владеете магазином одежды или обуви, то это № 25, если кофейней, то № 43, если салоном красоты, то № 44 и т.д.
Во время поиска вы сравниваете свой бренд только в рамках необходимого класса. Например, вы хотите зарегистрировать слово «AMORE» для салона цветов, а это класс № 31. Соответственно, наличие аналогичных и даже похожих товарных знаков (и заявок на них) с таким же номером будет для вас существенным препятствием. И наоборот – наличие обозначения «AMORE» у другого бизнеса не будет являться преградой на пути к получению охранного свидетельства.
Следует обращать внимание и на другие виды сходства в рамках одного класса:
- Графическое – ваше и чужие обозначения должны визуально выглядеть по-разному. Как минимум, состоять из разных слов. Например, если вы заявите тот же «AMORE», но уже будет зарегистрирован «A MORE» или «AMO RE», то Роспатент посчитает это совпадением.
Фонетическое – ваше и чужие обозначения должны звучать по-разному, даже если по-разному написаны. Так, для «AMORE» препятствием станет «АМОРЕ», «АМОРЭ», «А море?».
Смысловое – ваше и чужие обозначения должны иметь также разный смысл. Так, например, для названия «AMORE WAY» препятствием к регистрации может стать товарный знак «AMORE ROAD».
Важно отметить, что для одного товарного знака может быть выбрано сразу несколько классов МКТУ. Это особенно важно для тех предпринимателей, которые занимаются несколькими видами бизнеса сразу, ну, или планируют. Например, товарный знак сети кофеин «COFIX» (№ 815444), принадлежащий компании «КОФИКС ГЛОБАЛ ЛИМИТЕД», зарегистрирован сразу для 12 классов. Помимо продажи кофе, это канцелярия, посуда, продукты питания, управление бизнесом и многое другое.
Однако указанный правообладатель – это крупная международная компания. Для среднего предпринимателя желание охватить большое количество сфер может ударить по кошельку.
Уплата пошлин
Регистрация товарного знака – это государственная услуга и за нее необходимо заплатить. Минимальная пошлина составит 35 000 рублей. Однако она уплачивается не сразу, а поэтапно:
Первый транш необходимо сделать перед подачей документов в Роспатент. Чтобы ведомство их приняло, проверило, присвоило заявке соответствующий номер и опубликовало эти сведения, необходимо заплатить 4 000 рублей. Это при условии, что классов МКТУ пять и менее. Если больше, то +1 000 рублей за каждый дополнительный.
Если с документами все в порядке, то далее следует самая ответственная процедура – экспертиза по существу. Специалисты будут проверять, насколько заявленный бренд отвечает требованиям законодательства. Чтобы процесс начался, за один класс МКТУ придется заплатить 13 000 рублей, + 2 500 рублей за каждый дополнительный.
Если и на этом этапе все окажется удачно, то Роспатент начинает регистрацию названия – заносит его в государственные реестры товарных знаков России. За 5 классов МКТУ и менее заявители уплачивают 18 000 рублей, + 2 500 за каждый дополнительный класс.
С момента подачи заявления до получения охранного свидетельства на товарный знак может пройти от 4 месяцев до года. Поэтому, такую процедуру нельзя назвать быстрой. Как и простой. Очень часто даже опытные предприниматели допускают ошибки, которые эксперты Роспатента всегда выявляют и требуют исправить. В противном случае в регистрации отказывают.
Поэтому, доверить получение товарного знака лучше специалистам – патентным поверенным. Стоимость таких услуг не так уж и велика. Зато на выходе вы получите готовый инструмент для бизнеса – охранное свидетельство на бренд. Действовать оно будет 10 лет с возможностью продления неограниченное количество раз – то есть, при желании, пожизненно. И все это время никто не сможет копировать ваше название безнаказанно.
Обзор судебной практики
Неизбежность ответственности за копирование чужих товарных знаков подтверждается судебной практикой. Правообладатели взыскивают с нарушителей миллионные компенсации и заставляют менять украденные бренды. В свете последних событий такой опыт может послужить для предпринимателей дополнительным стимулом зарегистрировать свое англоязычное название.
Пример судебного дела № 1
Так, в рамках судебного дела № А41-17502/24 от 28 октября 2024 года предпринимателю из небольшого городка Московской области удалось взыскать компенсацию за копирование названия своего салона красоты – «NATALY».
Это обозначение было зарегистрировано в Роспатенте. Причем охранялось оно не одним, а сразу тремя товарными знаками: «Сеть салонов красоты «NATALY» (№765968), «NATALY» (№ 933402) и «НАТАЛИ» (№ 999634). Через какое-то время правообладатель узнал, что конкурент использует такое же название, в частности, «NATALY», для индивидуализации однородных услуг из класса № 44 МКТУ (в том числе, услуги салонов красоты). Спорный бренд был размещен на вывеске и предметах интерьера внутри предприятия ответчика, а также в сети Интернет. Важно отметить, что договорных отношений между сторонами заключено не было.
Чтобы соблюсти обязательный регламент, владелец товарных знаков направил нарушителю досудебные претензии с требованием прекратить незаконное использование чужих брендов. Но они остались без ответа. Тогда истец обратился в суд. Последний, рассмотрев материалы дела, обязал ответчика к выплате в 40 000 рублей, а также возместить все судебные расходы.
Пример судебного дела № 2
Однако размер компенсации может быть куда более внушительным и доходить до нескольких миллионов. Это доказывают материалы судебного дела № А45-19244/2021 от 15 февраля 2022 года.
Уже много лет на российском рынке работает компания «MONE». Она предоставляет услуги в сфере красоты, в частности, владеет одноимёнными салонами и продает продукцию собственного бренда – тоже «MONE». В свое время для этого обозначения были зарегистрированы соответствующие товарные знаки № 303410 («МОНЕ»), № 386900 («МОНЕ») и № 684585 («MONE»). В том числе, в отношении товаров из классов МКТУ № 03, № 08, № 11, № 16, № 21.
В 2022 году правообладатели узнали, что сразу два предпринимателя из Новосибирской области нарушают их исключительные права на товарный знак – используют аналогичное название для однородных товаров. На своем сайте они предлагали к продаже маркированные брендами «МОНЕ» и «MONE» гель-лаки, кисти для дизайна ногтей, пилки, подарочные пакеты, лампы для сушки, косметички, ежедневники и многое другое.
Правообладатель не разрешал предпринимателям использовать свои товарные знаки, договорных отношений между ними тоже не было. Поэтому, представители компании «МОНЕ» собрали доказательства нарушения – совершили закупку товара и получили подтверждающие документы (чеки, гарантийные талоны).
После этого в адрес нарушителей была направлена досудебная претензия, но она тоже осталась без ответа. Тогда дело перешло на площадку суда. Было учтено все: известность компании «МОНЕ», ее масштаб присутствия на рынке, длительность работы, затраты на рекламу и пр.
Между тем, ответчики пытались доказать, что начали применять спорное название еще в 2003 году. То есть, до даты регистрации истцом брендов «МОНЕ» и «MONE». Также они утверждали, что оно задепонировано. Однако необходимых документов предоставить не смогли.
В итоге суд обязал горе-предпринимателей прекратить незаконное использование чужих товарных знаков любым способом и выплатить компании «MONE» суммарно 5 000 000 рублей, а также все расходы на пошлины – еще 54 000 рублей.
Резюмируя оба судебных дела, нельзя не отметить преимущество комплексной охраны бренда. Как видим, оба правообладателя защитили названия своих компаний, как на русском языке, так и на английском. И хоть использование конкурентом обозначения, сходного до степени смешения, например, фонетически, также гарантирует в суде защиту, наличие нескольких товарных знаков многократно увеличивает шансы на победу, а также размер компенсации, которую получит правообладатель.
Новый закон о защите русского языка не затронет английские названия, зарегистрированные в качестве товарных знаков, а также фирменные наименования.
А вот остальным любителям англицизмов придется приготовиться к изменениям. Как минимум, многочисленные «nail», «salon» и «second shop» придется переводить на кириллицу. Вместо них должны появиться «ногти», «салон», «магазин подержанной одежды» или «комиссионка».
Если проводить ребрендинг, заказывать новую вывеску, рекламу и прочее для русскоязычного названия не хочется, то можно зарегистрировать товарный знак. Однако он должен соответствовать требованиям законодательства. В этом вопросе помогут разобраться патентные поверенные. В случае необходимости они доработают бренд, а также сами заполнят документы и подадут заявку.