Как создать команду, которая вывозит и реализует план собственника в 2025 году
В условиях динамичных рынков и высоких ожиданий со стороны клиентов создание эффективной команды становится настоящей необходимостью. 2025 год привносит свои нюансы: рынок труда ужесточается, стоимость специалистов растет, а конкуренция за таланты обостряется.
Это ощутили на себе все предприниматели России, и потому 23 января в 18:30 «Собранка» провела прямой эфир «Команда, которая тащит!» с Галой Гольдберг и Александром Селедчиком.
Беседа была посвящена тем вызовам, с которыми сталкиваются предприниматели при формировании «dream team»: как найти «своих людей», как много времени займет поиск, как не потерять самых амбициозных сотрудников и как создать комфортную корпоративную среду.
Кто такой Александр Селедчик?
Александр - соучредитель успешных проектов, консультант и тренер в области личностного и профессионального развития сотрудников. Его карьерный путь начался в автобизнесе, где он прошел путь от техника подготовки автомобилей до директора по продажам, став обладателем премии «Лучший руководитель отдела продаж ГК РОЛЬФ».
С 2020 года Александр стал частью команды MPSTATS, где создавал отдел продаж, разрабатывал HR-процессы и внедрял программы по развитию корпоративной культуры. Сегодня он активно развивает бизнес на маркетплейсах и консультирует собственников по вопросам формирования эффективных команд.
Зачем это нужно вашему бизнесу?
Создание команды - это больше, чем найм сотрудников. Это о развитии корпоративной среды, которая:
- Привлекает сильных специалистов.
- Объединяет сотрудников вокруг общей цели.
- Удерживает таланты благодаря культуре, основанной на ценностях, а не только на финансовых стимулах.
В 2025 году акцент смещается с набора персонала на формирование условий, где лучшие специалисты захотят работать.
Современные сотрудники выбирают не только работу, но и компанию. Сегодня уже недостаточно предложить высокую зарплату - важно иметь сильный HR-бренд, чтобы люди хотели работать именно у вас.
Почему в 2025 году важен HR-бренд?
HR-бренд - это репутация работодателя в глазах сотрудников, кандидатов и профессионального сообщества.
Развитие HR-бренда требует:
- Четкого позиционирования компании. Расскажите о своих ценностях, культуре и уникальных преимуществах, которые выделяют вас на рынке труда.
- Прозрачности и честности. Сегодня кандидаты исследуют компанию, читая отзывы сотрудников, анализируя профили в соцсетях и обращая внимание на то, как компания общается с аудиторией.
- Инвестиций в корпоративную культуру. Организуйте внутренние мероприятия, программы обучения и карьерного роста. Люди должны видеть, что они важны для компании.
Пример: В 2020 году компания MPSTATS, с которой работал Александр Селедчик, сформировала уникальную культуру работы «в кайф», создав такую среду, где сотрудники не только достигают результатов, но и получают удовольствие от процесса. Это укрепило их HR-бренд и позволило привлечь лучших специалистов: теперь MPSTATS входит в ТОП-30 работодателей России по версии HH.ru.
Пять шагов к созданию эффективной команды
- Определите цели и стратегию компании
Четкое понимание долгосрочных и краткосрочных целей собственника - основа для создания успешной команды. Без этого организационные процессы будут неэффективны.
Александр советует начать формирование целей и стратегии с понимания собственника о том, чего он точно не хочет. Например, перепроверять качество выполненных задач, отслеживать определенные показатели, общаться с определенными людьми и так далее. Если собственник определиться с этим, ему гораздо проще будет понять, какие люди ему нужны в команде.
Приоритеты вы можете расставить примерно так: люди и клиенты - на первом месте, а результат - это следствие командной работы. В таких условиях себя комфортно чувствует команда, а клиенты получают то, что ожидают от вас - результаты не заставят себя долго ждать.
Для того, чтобы подход работал, нужно, чтобы у собственника была идея сохранения духа компании. А она кроется в важности кайфа от работы. И хорошо должно быть не только собственнику, но и всем членам его команды.
- Разработайте финансовую стратегию
Составьте бюджет доходов и расходов (БДР), чтобы убедиться, что инвестиции в команду оправданы. Учтите потребности в найме, обучении и развитии сотрудников.
Безусловно, предприниматели часто сталкиваются с финансовыми трудностями и кризисами. В такие времена бизнес рискует потерять ключевых сотрудников. Но, если у собственника есть план выхода из кризиса, и он грамотно доносит этот план до команды, люди будут готовы продолжать работу.
Планирование помогает ориентироваться в трудные времена. Потому и вопросы для кандидатов при найме должны касаться их действий в кризисных ситуациях.
- Создайте корпоративную культуру
Ценности компании должны быть понятны всем сотрудникам. Это ключевой фактор, который удерживает людей в организации и мотивирует их работать на результат.
Только при условии понятных всем ценностей сотрудники не просто выполняют задачи, а формируют команду. И это не случайность, а закономерность.
- Внедрите системы коммуникации и обратной связи
Регулярные встречи, трекинг задач и гибкие подходы, такие как Skrum, помогут команде оставаться вовлеченной и продуктивной.
Коммуникация - основа для выстраивания системы мотивации. Формирование мотивации - задача генерального директора. Делегирование таких функций на HR или менеджеров - это перекладывание ответственности.
При этом важно помнить, что эффективность сотрудника зависит от его свободы принятия решений и компетенций.
Успех зависит от качества коммуникации на всех уровнях, а не только на уровне собственника. Если коммуникация выстроена только на уровне собственника, то при его отсутствии процесс рушится. Создание безопасной и правильной коммуникационной среды на уровне топ-менеджмента делает бизнес долгосрочным.
- Обеспечьте возможности для обучения и роста
Создайте программы профессионального развития, привлеките наставников и внедрите карьерные треки, которые покажут сотрудникам перспективы в вашей компании.
Безусловно, деньги важны, но это - не единственный мотив. Люди приходят в компанию не только за деньгами, но и за реализацией себя, потому так важно создавать что-то значимое для людей, чтобы они могли собой гордиться.
Основные ошибки при формировании команды
- Непонимание целей собственника.
Чего вы на самом деле хотите: просто зарабатывать или строить значимый бизнес? Сильные люди не придут в бизнес, у которого нет четкой цели и идеи. При этом цель должна быть амбициозной, чтобы привлекать и удерживать амбициозных сотрудников. В противном случае, как только амбиции сотрудника выйдут за рамки вашего бизнеса, он от вас уйдет.
Если у вас, как у собственника, нет амбициозной цели, вы можете делегировать ее формирование на нанятого лидера. Однако собственник в последствии должен стать хранителем этих смыслов.
- Отсутствие ясной оргструктуры.
Безусловно, оцифрованная структура не всегда подходит для всех, так как разные уровни зрелости компании требуют разных подходов к найму и управлению. Главное - чтобы в вашей оргструктуре легко ориентировались ваши сотрудники.
- Игнорирование финансового планирования.
Финансовое планирование и составление бюджета крайне важны для бизнеса. Это понимают все, но до сих пор многие компании не осознают свои финансовые показатели. Как следствие, формирование команды становится практически невозможным, так как сотрудники должны понимать, что бизнес, в который они должны вкладывать свой человеческий ресурс, является прибыльным.
- Слабая система мотивации.
Александр считает, что для формирования достойной мотивации нужно ценить своих сотрудников как людей, а не только как подчиненных. Он, как руководитель, доверяет команде и предоставляет им возможность совершать ошибки и исправлять их: это создает атмосферу безопасности и ответственности, что мотивирует сотрудников.
При этом у ваших сотрудников совершенно не обязательно должна быть система KPI - все могут работать на окладе, если он будет рыночным и индексированным.
- Упор на навыки вместо ценностей ведет к конфликтам.
Собеседования не всегда показывают реальную картину. Поэтому важно, чтобы кандидат нравился и вызывал положительные эмоции. В итоге, только опыт показывает, кто действительно подходит для работы.
Собственник должен помнить, что не все люди, с которыми вы сталкиваетесь, являются вашим «зеркалом». Некоторые сотрудники действительно могут оказаться не самыми хорошими людьми, но это не ваша ответственность.
Александр считает, что кроме hard skills важны преданность, искренность, готовность меняться и уважать друг друга. Руководитель должен помогать своим сотрудникам достигать выдающихся результатов, а долгосрочные отношения строятся на взаимном уважении и поддержке.
Профессиональные навыки важны, но не всегда очевидны. В реальности важнее искать преданных и честных людей, которые могут решать задачи. При найме собственнику нужно доверять своим ощущениям и интуиции: если вы не можете определиться, значит, уже определились, но боитесь принять решение.
- Отсутствие адаптации для новых сотрудников.
Без адаптации человек оказывается буквально в открытом море из задач, людей, целей и структуры. Это заставляет его тревожиться и перекрывает его свободу действий. Велик риск, что в подобном состоянии человек быстро от вас уйдет. Именно поэтому так важна коммуникация.
- Нежелание пересматривать устаревшие подходы.
Важные инсайты
- Зарплата - это результат договоренностей, и руководитель должен заранее планировать доходы и расходы.
- Руководитель должен брать на себя ответственность за ошибки сотрудников. А команда должна понимать, что ошибки - это коллективная ответственность.
- Люди часто увольняются, потому что чувствуют, что компания изменилась и стала хуже. Это может означать, что человек перерос свою текущую роль и имеет больший потенциал.
- Если не осознать свои проблемы, можно стать токсичным и создавать негативную атмосферу.
- Важно не винить себя за неудачные партнерства, а учиться на ошибках.
- Бизнес - это отражение того, как человек живет и принимает решения.
- Дисциплина помогает выбирать то, что действительно важно, и достигать желаемых результатов.
- Не всегда можно найти профессионалов, но можно вырастить хороших специалистов.
- Часто компании нанимают людей для закрытия текущих потребностей, а не для долгосрочного развития, и потому часто теряют людей.
Вывод: инвестируйте в людей
- Создание команды, которая реализует стратегию бизнеса, требует времени, ресурсов и внимания к деталям. Однако правильный подход окупится не только в виде бизнес-результатов, но и в виде доверия сотрудников, которые будут развиваться вместе с вашей компанией.
- HR-бренд - это ваш главный инструмент в привлечении сильных специалистов, который снижает затраты на найм и укрепляет корпоративную культуру.
Если вы хотите быть лидером на рынке, развивайте HR-бренд, строите ценностную корпоративную культуру и инвестируйте в людей. Тогда ваша команда станет не только эффективной, но и вдохновленной, что напрямую отразится на успехе бизнеса.
- Начните с малого: пересмотрите цели компании, выстройте прозрачную систему мотивации и укрепите корпоративную культуру. Эти шаги станут фундаментом, на котором вы сможете выстроить мощную команду, способную не только выдержать вызовы времени, но и стать вашим конкурентным преимуществом.