ИИ уничтожит написание романов

По мотивам статьи Paul Maglione

Вы уверены, что книгу которую сейчас читаете на самом деле написал автор который указан на обложке? Если вы купили если вы читаете литературный сериал, или книгу "модного" автора, есть вероятность что эта книга написана кем-то другим. Издательская индустрия изучает вас почти как поисковые алгоритмы в Интернете. И готовится получить более высокую прибыль. И возможно, начинает неосознанно рыть себе могилу.

ИИ уничтожит написание романов

Сериал как франшиза, автор как бренд

В рамках неудержимого распространения «сиквелизации» — самой предпочтительной бизнес-модели в индустрии развлечений (в 2024 году каждый из 10 самых успешных фильмов был сиквелом) — создание издателями художественной литературы стратегий «бренда» и «франшизы» ускоряется. Такая стратегия создает идеальную среду для AI, чтобы просто заменить авторов-людей в ближайшем будущем.

Успешные авторы давно имеют узнаваемое имя, в сочетании с определенным литературном жанром, позволило создать очень успешные многотиражные франшизы. Примеров множество, начиная от Агаты Кристи, в 1916 году и Яна Флеминга серии романов 1950-х и 1960-х годах, до современных франшиз, таких как Дж. К. Роулинг, Дэн Браун, Ли Чайлд и т. д., которые получили название "вокзальные романы", (из-за их популярности как легкого чтения для отдыха на пляже или у бассейна), а также их общих черт: большой объем, динамичное действие, незамысловатый сюжет и персонажи.

Джеймс Паттерсон, один из самых плодовитых авторов в мире, сотрудничает с соавторами почти во всех своих книгах. Его имя занимает видное место на обложках, хотя его соавторы часто пишут большую часть, если не все, что написано. Серия Nancy Drew Young Adult/Mystery, созданная Эдвардом Стратемайером под псевдонимом Кэролин Кин, на протяжении десятилетий писалась писателями-призраками, сохраняющими этот псевдоним как бренд. А в 2020 году вышеупомянутый Ли Чайлд, автор популярной серии боевиков о Джеке Ричере , объявил, что передает авторство серии своему брату Эндрю, хотя романы по-прежнему публикуются в основном под именем Ли Чайлда.

Когда бренд становится больше, чем просто книги

Здесь основное то, что автор-как-бренд начинает жить собственной жизнью и может пережить настоящего автора. Эта тенденция сформировалась, когда издатель романов Яна Флеминга о Джеймсе Бонде начал привлекать других писателей для продолжения серии после смерти Флеминга в 1964 году. Более поздние примеры романов, которые продолжают публиковаться посмертно под именем автора или использовать его как часть обложки и брендинга книги, включают приключения Дирка Питта и серию боевиков NOMA Клайва Касслера (умер в 2020 году); шпионские триллеры Джека Райана Тома Клэнси (умер в 2013 году), серии боевиков Bourne и Cover-One Роберта Ладлэма (умер в 2001 году), научно-фантастический сериал Dune Фрэнка Герберта (умер в 1986 году) и романтические/готические романы Flowers In The Attic VC Andrews (умер в 1986 году).

Добавим сюда игры, фильмы, сериалы выпущенные по мотивам успешных "серийных" книг и необходимость последующего продолжения, как залога коммерческого успеха целых отраслей развлекательной индустрии. Но как только бренд устанавливается достаточно прочно, писатель становится самым "слабым звеном" формуле заработка издателями. Можно легко понять к чему это приведет, если книги по-прежнему будут пользоваться популярностью, благодаря привлекательности франшизы и устоявшемуся автору-как-бренду, независимо от того, кто на самом деле их пишет, читателям будет все равно (да и узнают ли они об этом вообще?), была ли последняя книга в этой франшизе написана машиной, а не человеком.

Выводим автора за скобки?

Качество LLM, экспоненциально растет, и такие инструменты как Sudowrite, могут использовать для «обучения» AI для анализа и копирования стилей письма и структур сюжета, издатели могут выпустить «новую» франшизу и название под брендом автора за считанные минуты и с незначительной стоимостью, без задержек и расходов, связанных с написанием ее писателем-призраком (не говоря уже об оригинальном авторе). AI сможет разрабатывать и автоматизировать маркетинг нового издания, нацеливаясь на его вероятную аудиторию с помощью комбинации целевой базы данных и маркетинга в социальных сетях. Можно пойти еще дальше, "подстраивая" сюжет под особенности отдельных групп или даже предпочтений индивидуумов - каждая цифровая копия может иметь отличия.

А что же читатель?

Пока все логично. Но, в этой безупречной схеме, возможно, есть один не учтенный фактор, и это конечно читатель. Как только читатели узнают наверняка, что романы в их любимых франшизах или любимых «авторских брендах» были написаны машинами, продолжат ли они читать эти произведения, не произойдет ли внезапного разрыва эмоциональной связи между людьми пишущими и людьми читающими?

Скорее всего, что так и будет, но только в том случае, если будет предусмотрено на законодательном уровне, особая маркировка, чтобы читатель имел право знать, кто (или что) на самом деле написал рассматриваемое произведение. Здесь возникает аналогия с пищевыми продуктами, на упаковке которых указываются искусственные ингредиенты. Это будет необходимо, поскольку, как ни странно, литературное качество произведений, созданных машиной, вскоре станет неотличимым от написанных человеком.

Издатели, конечно, попытаются обойти это, заявив, что AI используется только как инструмент письма, а авторы являются создателями произведений, внося в них значительный вклад «человека».

Но, каковы бы ни были законы и каковы бы ни были обходные пути издателя, боюсь особая атмосфера связи с читателем будет убита. Как бы это ни было печально, большая часть живописи, фотографии, поэзии, анимации, музыки, игрового кино и телевидения, со временем, будет производиться в основном, если не полностью, компьютерами.

Литература в привычном формате уходит?

Параллельно, мы увидим постепенный, но неумолимый спад художественной литературы в формате книг, будь то в бумажной или электронной форме. Люди все больше ограничены во времени, концентрация внимания сокращается, а бесконечное изобилие развлекательной литературы в короткой форме, включая литературную, становится нормой и возможностью отвлечься.

Думаете, это невероятно? Вот конкретный пример - хотя общий объем проданных книг умеренно увеличивается из года в год, их покупает сужающаяся аудитория: почти каждый пятый взрослый американец, читавший романы или рассказы в 2012 году, перестал делать это в 2022 году, падение с 45,2% до 37,6% — самая низкая доля за всю историю наблюдений.

Добавьте к этому вероятное разочарование в «литературе», созданной машинами, и вы увидите, как ведущие издатели, возможно, скатываются в яму, которую отчасти создали они сами.

В общем, «романист» как жизнеспособная профессия и искусство может в нашей жизни пойти по пути телеграфиста и линотиписта.

Ну а нам, остается только надеется, этот сценарий не будет реализован, по крайне мере в ближайшем будущем.

2
1 комментарий