Закон "О Микки Маусе"
Друзья!
Сегодня немного поговорим об интересном судебном кейсе - спор о персонаже, и возьмем в качестве примера - образ ШерлокХолмса.
Прекрасный пример, как авторское право и "общественное достояние" сталкиваются на практике.
Немного истории …
❗Артур Конан Дойл написал 60 произведений о Шерлоке Холмсе: 4 романа и 56 рассказов.
❗Первая книга, "Этюд в багровых тонах", вышла в 1887 году. Последние рассказы — в сборнике "Архив Шерлока Холмса" (1927).
🔹Авторское право на ранние истории истекло ещё в XX веке, но на последние произведения срок охраны был дольше (в США — 95 лет с даты публикации согласно изменению в Законе в США о сроках охраны или как говорят "Закон о Микки Маусе").🔹
После смерти Конан Дойла (1930) права на его произведения перешли наследникам, а затем — Conan Doyle Estate Ltd.
🚩В США почти все истории о Холмсе перешли в public domain к 2013 году, кроме нескольких последних (1923–1927), которые ещё охранялись.
❗Но наследники утверждали, что сам персонаж Шерлока Холмса (его “характер”, “человечность”, “эмоциональная глубина”) полностью сформировался только в поздних рассказах, и значит, весь образ находится под защитой до истечения прав на последние произведения.❗
Итак:
Klinger v. Conan Doyle Estate (2013–2014)
Писатель и юрист Лесли Клинґер готовил антологию рассказов о Холмсе, написанных другими авторами.
Conan Doyle Estate требовало лицензионный платёж за использование образа.
Клинґер отказался, сославшись на то, что персонажи и большинство историй уже в общественном достоянии.
💼Суд постановил:📄
❗Всё, что появилось в произведениях, перешедших в public domain, может свободно использоваться.
Если черта или деталь впервые упомянута в позднем произведении, на которое ещё действует авторское право, она защищена.❗
🚩Итог:
базовый образ Холмса и Ватсона — свободен, но “новые” нюансы из последних рассказов (например, упоминания о том, что Холмс умеет проявлять сильную эмпатию) до истечения срока оставались защищены.
❗Что можно посоветовать юристам:
Персонаж может быть защищён авторским правом, если он достаточно оригинален.
При переходе произведения в public domain персонаж переходит тоже — но только в том виде, в каком он описан в уже свободных текстах.
Доводы о “развитии характера” могут быть инструментом продления монетизации, но суды в США к ним относятся осторожно.
Для бизнеса (фильмы, игры, книги) важно проверять: не используете ли вы детали, которые впервые появились в охраняемых произведениях.
Всем удачных сделок !