Как сломанная кофемашина помогла мне переосмыслить управление EdTech-компанией
Три месяца я пила растворимый кофе. Моя любимая кофемашина сломалась, и в суете онлайн-встреч и запусков новых курсов руки не доходили её починить. "Да ладно," - думала я, - "и так сойдет".
И знаете что? Это заставило меня задуматься о том, как часто в бизнесе мы довольствуемся "растворимым кофе" вместо того, чтобы получать максимум.
Как кофе связан с управлением?
Когда я основала школу программирования, мы начинали с большой мечты - создать что-то особенное. Но постепенно, в погоне за масштабированием и цифрами, стали довольствоваться "нормальным". Не плохим, но... как с тем растворимым кофе - жить можно, но удовольствия мало.
Вот что я заметила, когда наконец остановилась и посмотрела на бизнес свежим взглядом:
- Преподаватели работали на автопилоте
- Обратная связь от учеников собиралась "когда получится"
- Новые идеи появлялись редко и случайно
Момент прозрения
"А почему мы делаем именно так?" - этот вопрос я начала задавать на каждой встрече. И знаете что? Чаще всего ответ был: "Ну... мы всегда так делали".
Классика! Как с тем растворимым кофе - привыкли и не замечаем, что можно лучше.
Что я изменила
- Начала с малого
Внедрила еженедельные 15-минутные созвоны с каждым преподавателем. Просто чтобы послушать их идеи и проблемы. Эффект? Уже через месяц у нас появилось столько крутых идей для улучшения курсов, что пришлось создавать отдельный трекер.
- Сделала ставку на обратную связь
Запустили систему быстрых опросов после каждого урока. Не просто "понравилось/не понравилось", а конкретные вопросы: что было сложно? что хотелось бы добавить? что показалось лишним?
- Перестала бояться экспериментов
"А давайте попробуем?" - стало нашей любимой фразой на созвонах. Некоторые эксперименты проваливались, но другие... Например, идея добавить геймификацию в курс Python увеличила вовлеченность учеников на 43%.
Неожиданные результаты
После трех месяцев такого подхода:
- Удержание учеников выросло на 35%
- Преподаватели стали предлагать свои идеи для развития курсов
- NPS вырос с 67 до 82 пунктов
Но главное - изменилась атмосфера. Люди перестали просто "отрабатывать" и начали создавать.
Уроки для всех руководителей
- Регулярно смотрите на свой бизнес "свежим взглядом"
- Задавайте "глупые" вопросы.
- Сомневайтесь в устоявшихся процессах.
- Ищите то, к чему все просто привыкли.
- Создавайте моменты "настоящего кофе"
- Маленькие, но заметные улучшения, которые заставляют людей думать: "Вау, как же мы раньше без этого жили?"
- Не бойтесь менять привычное
- Иногда достаточно небольшой настройки, чтобы из "растворимого" получить "свежесваренный".
Вместо выводов
Каждый раз, делая себе настоящий кофе утром, я вспоминаю этот урок: часто мы не замечаем, насколько лучше может быть, пока не решимся на изменения.
P.S. А у вас есть в бизнесе свой "растворимый кофе"? Что-то, что вы терпите, хотя знаете, что можно сделать гораздо лучше? Поделитесь в комментариях!
P.P.S. И да, я всё-таки починила кофемашину. Теперь каждое утро начинается с чашки настоящего кофе и новых идей для развития школы. Иногда нужно просто остановиться и спросить себя: "А почему я довольствуюсь меньшим?"