Как болезни связаны с нашими переживаниями?

Как болезни связаны с нашими переживаниями?

Давайте посмотрим, как эмоциональное напряжение может привести к таким заболеваниям, как гипертония и инфаркт, на примере Виталия.

Виталию сейчас 51 год.

Как болезни связаны с нашими переживаниями?

Виталий рос в семье, родители часто критиковали его за малейшие ошибки, недооценивали его способности и редко хвалили. Из-за занятости на работе у них не хватало времени и терпения на поддержку сына. Это сформировало у Виталия стремление к гиперкомпенсации и перфекционизму: он старался быть сильным, доказать свою успешность, и при этом боялся ошибок. Наследственность также сыграла свою роль: у его матери было высокое давление а у отца инсульт.

Как болезни связаны с нашими переживаниями?

В 30 лет Виталий достиг успеха в сфере недвижимости и стал руководителем крупного филиала. Однако его успех всегда сопровождался тревожностью и страхом провала. Часто поднималось давление, но Виталий не обращал на это внимания и не обследовался, так как не ощущал его симптомов. После работы он старался отвлечься от негативных переживаний, с помощью алкоголя, много курил, питался нездоровой пищей и мало занимался спортом.

Как болезни связаны с нашими переживаниями?

В 40 лет, после сильного эмоционального стресса, у Виталия резко подскочило давление, дыхание перехватило, появилась паника и страх смерти. Однако при кардиологическом обследовании серьезных проблем с сердцем не выявили.

Как болезни связаны с нашими переживаниями?

Врачи назначили Виталию лекарства от давления и тревоги, но он принимал их нерегулярно, так как не ощущал скачков давления. Образ жизни он также не изменил.

В 51 год, после очередного стресса, связанного с увольнением из-за ошибки сотрудника, Виталий пережил гипертонический криз и инфаркт.

Как болезни связаны с нашими переживаниями?

Эволюция его заболевания напоминает знаменитую кривую хронического стресса Ганса Селье. Стрессовые ситуации – это события, которые через гормоны стресса запускают в нашем организме реакцию «бей-беги». В контексте социального взаимодействия эти реакции часто оказываются неуместными, и их приходится сдерживать. Например, когда вас подрезают на дороге, сотрудник не выполняет заказ в срок, или ваш ребенок ввязался в конфликт и вас вызывают в школу. Если эмоциональные проблемы не решать, то эмоциональное напряжение накапливается постепенно на протяжении всей жизни. Интенсивность эмоционального напряжения показана на рисунке красными кружками.

Кривая стресса Ганса Селье
Кривая стресса Ганса Селье

В начале своего пути, в юности, Виталий обладал большим количеством ресурсов, да и нагрузка еще была не такой высокой. Он быстро восстанавливался и не ощущал симптомов стресса....

К 30 годам он достиг пика своей активности и построил успешную карьеру. Однако, После этого возраста он вошёл в стадию мобилизации сил и начал периодически ощущать эмоциональные признаки стресса, перегрузок и тревоги. Виталий списывал эти ощущения на естественную усталость после тяжелого рабочего дня, пытаясь отвлечься от них с помощью алкоголя, курения и нездоровой пищи. Его малоподвижный образ жизни лишь усугублял ситуацию.

С возрастом, после 40 лет, организм начал истощаться от постоянного эмоционального перенапряжения. К эмоциональным признакам стресса добавились физиологические симптомы: скачки давления, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, паника и страх смерти. Он игнорировал эти симптомы, так как они были временными и быстро проходили, не оставляли следов. И поэтому при кардиологическом обследования ничего не находили. Поэтому Виталий принимал лекарства от давления и тревоги не регулярно когда вспоминал про них.

А между тем, в то время как Виталий занимался своими рабочими делами, его хронический стресс, виде гормонов кортизола, адреналина и норадреналина, а также постоянная активация симпатической нервной системы, разрушали его организм. Активация симпатической системы, ответственная за подготовку организма к физической работе, к реакции бей-беги, которая обычно неуместна при социальном взаимодействии, постепенно разрушала сосуды, забивая их бляшками и делая жёсткими и хрупкими.

После 40 лет, когда ресурсы организма истощились, симптомы стресса стали постоянными. В 51 год, на фоне сильного стресса, у Виталия поднялось давление, возник гипертонический криз, и один из сосудов, перекрытый бляшкой, закупорился, что привело к инфаркту.

Инфаркт – это необратимое органическое изменение, рубец который уже не пройдёт обратно.

Биопсихосоциальная модель гипертонии
Биопсихосоциальная модель гипертонии

Гипертония является результатом воздействия на человека трёх групп факторов на протяжении всей его жизни. Поэтому при лечении тоже важно учитывать эти факторы.

1. Биологическая составляющая. Это скорость биохимических процессов, физиология, генетика, анатомия, наследственность и даже микробиом кишечника. В случае Виталия существенную роль сыграла плохая наследственность.

2. Психологические факторы. Личностные особенности формируют то, как человек видит себя, других и мир вокруг. Сюда относятся аккуратность в выполнении рекомендаций, отношение к заболеванию, уверенность в своих силах и успехе лечения, наличие смысла в жизни, способы справляться со стрессом, образ жизни, а также склонность к тревожности и перфекционизму. Виталий страдает от перфекционизма и тревожности, справляясь со стрессом через переедание и алкоголь, игнорируя лекарства.

3. Социальные факторы. Это обстоятельства, в которых живет человек. Они включают семейную историю, опыт насилия в детстве, культурные традиции, этническую принадлежность, профессию, доход, условия проживания, уровень образования и религию. Виталий вырос в атмосфере чрезмерной критики и работает на ответственной стрессовой должности.

Эти факторы все вместе образуют био-психо-социальную модель развития гипертонии. Для эффективного лечения необходимо воздействовать одновременно на все три направления.

Помощь при гипертонии должна быть комплексная
Помощь при гипертонии должна быть комплексная

Воздействием на биологические факторы занимается врач. Он назначает процедуры и препараты, блокирующие физиологические проявления стресса. Однако, если не устранить причину стресса, лекарства вскоре перестанут помогать, и потребуется назначение все более сильных препаратов. Психолог может помочь скорректировать влияние психологических и социальных факторов, воздействуя на причину хронического стресса.

В случае Виталия сочетание плохой наследственности, личностных особенностей, таких как перфекционизм, тревожность, нездоровый образ жизни, низкое внимание к своему здоровью, нерегулярного приема лекарств и стрессовой профессии привело к гипертонии и инфаркту. Эмоциональное напряжение, действуя длительно, приводит к реальным заболеваниям.

Сейчас, когда у Виталия уже есть необратимые изменения в сердце, ему нужна помощь как врача, так и психолога. А в 30 и 40 лет, когда его симптомы были еще временными, он мог бы обратиться за психологической поддержкой, найти новые способы регулирования своих эмоций и изменить образ жизни, чтобы предотвратить инфаркт...

Начать дискуссию