Могут ли водитель и секретарь в компании быть самозанятыми?

Designed by Freepik 
Designed by Freepik 

Небольшая компания из Нижнего Тагила привлекла двух самозанятых:

👨‍🦰 водителя – для осмотра, ремонта и перевозки оборудования;

🧑 секретаря – для контроля входящей корреспонденции и отправки исходящей.

В течение года с каждым из указанных работников было заключено несколько последовательных договоров, а именно, 26 – с водителем и 10 – с секретарем.

Налоговая усмотрела подмену трудовых отношений и доначислила почти 200 000 ₽ страховых взносов.

Признаки, которые дали ИФНС возможность переквалифицировать отношения в трудовые:

🔄 Работы — часть ежедневной деятельности компании.

📅 Периодичность договоров обеспечивала занятость на протяжении всего года.

💵 Регулярная оплата 1–2 раза в месяц, вне зависимости от объёма работ.

📝 Трудовая функция в предмете договора (постоянные обязанности, а не разовое задание).

📉 Нет конкретного объёма работ в договорах, заявки об объёмах — не представлены.

🛠 Инфраструктурная зависимость: материалы, инструменты, оборудование — заказчика.

📄 Обязанность заказчика предоставлять всю необходимую информацию и документы

🏢 Обязанность заказчика организовать условия для работы исполнителя

Компания с доначислениями не согласилась и отправилась оспаривать решение налогового органа в суд.

Что решил суд

Первая инстанция встала на сторону налогового органа и в иске Компании отказала. Апелляция доначисления отменила. С этим согласилась и кассация.

Ключевые аргументы, которые позволили компании выиграть спор

💰 Оплата услуг — 1, 2 или 3 раза в месяц в день выставления акта или на следующий день (а не фиксированные выплаты дважды в месяц, как требует ТК).

📊 Стоимость услуг менялась от договора к договору.

📆 Разные периоды и объём работ — стоимость зависела от результата, а не функции.

🏢 Нет рабочего места и подчинённости — не применялись ПВТР, положения об охране труда, локальные акты.

🛠 Использование материалов и оборудования заказчика не делает договор трудовым — это допустимо и в гражданско-правовых отношениях.

🤝 Взаимодействие с заказчиком и между самозанятыми обусловлено спецификой услуг, а не трудовой дисциплиной.

📑 Договоры не давали обществу полномочий устанавливать режим работы, отпуск, обеденные перерывы, больничные.

📈 Оплата по актам за фактический объём услуг, сумма вознаграждения менялась ежемесячно.

📉 Экономическая целесообразность — у компании не было потребности в найме постоянных сотрудников для этих задач.

Вывод

При реальной самостоятельности исполнителей и правильной документации даже водитель и секретарь могут быть самозанятыми.

Больше о том, как работать с самозанятыми, и что может послужить основанием для проверки, можно почитать тут

Начать дискуссию