Могут ли водитель и секретарь в компании быть самозанятыми?
Небольшая компания из Нижнего Тагила привлекла двух самозанятых:
👨🦰 водителя – для осмотра, ремонта и перевозки оборудования;
🧑 секретаря – для контроля входящей корреспонденции и отправки исходящей.
В течение года с каждым из указанных работников было заключено несколько последовательных договоров, а именно, 26 – с водителем и 10 – с секретарем.
Налоговая усмотрела подмену трудовых отношений и доначислила почти 200 000 ₽ страховых взносов.
Признаки, которые дали ИФНС возможность переквалифицировать отношения в трудовые:
🔄 Работы — часть ежедневной деятельности компании.
📅 Периодичность договоров обеспечивала занятость на протяжении всего года.
💵 Регулярная оплата 1–2 раза в месяц, вне зависимости от объёма работ.
📝 Трудовая функция в предмете договора (постоянные обязанности, а не разовое задание).
📉 Нет конкретного объёма работ в договорах, заявки об объёмах — не представлены.
🛠 Инфраструктурная зависимость: материалы, инструменты, оборудование — заказчика.
📄 Обязанность заказчика предоставлять всю необходимую информацию и документы
🏢 Обязанность заказчика организовать условия для работы исполнителя
Компания с доначислениями не согласилась и отправилась оспаривать решение налогового органа в суд.
Что решил суд
Первая инстанция встала на сторону налогового органа и в иске Компании отказала. Апелляция доначисления отменила. С этим согласилась и кассация.
Ключевые аргументы, которые позволили компании выиграть спор
💰 Оплата услуг — 1, 2 или 3 раза в месяц в день выставления акта или на следующий день (а не фиксированные выплаты дважды в месяц, как требует ТК).
📊 Стоимость услуг менялась от договора к договору.
📆 Разные периоды и объём работ — стоимость зависела от результата, а не функции.
🏢 Нет рабочего места и подчинённости — не применялись ПВТР, положения об охране труда, локальные акты.
🛠 Использование материалов и оборудования заказчика не делает договор трудовым — это допустимо и в гражданско-правовых отношениях.
🤝 Взаимодействие с заказчиком и между самозанятыми обусловлено спецификой услуг, а не трудовой дисциплиной.
📑 Договоры не давали обществу полномочий устанавливать режим работы, отпуск, обеденные перерывы, больничные.
📈 Оплата по актам за фактический объём услуг, сумма вознаграждения менялась ежемесячно.
📉 Экономическая целесообразность — у компании не было потребности в найме постоянных сотрудников для этих задач.
Вывод
При реальной самостоятельности исполнителей и правильной документации даже водитель и секретарь могут быть самозанятыми.
Больше о том, как работать с самозанятыми, и что может послужить основанием для проверки, можно почитать тут