Он ещё не знает букв, а уже играет в шахматы?

Он ещё не знает букв, а уже играет в шахматы?

Я Анастасия — детский тренер по шахматам. Рассказываю в своих статьях о раннем развитии, мягких методиках, ошибках родителей и интересном подходе к обучению.

Потому что шахматы — это не просто игра. Это один из самых мощных инструментов для развития мышления, внимания и характера. И всё это начинает формироваться значительно раньше, чем принято считать.

Многие родители удивляются:

— Разве в 3,5 года уже можно учить шахматам?

Он же ещё буквы не знает!

— А вдруг это рано, и ему надо просто поиграть?

С точки зрения современной психологии развития, это абсолютно нормальная реакция. Мы привыкли соотносить умственные нагрузки с возрастом: мол, сначала — моторика, потом — речь, потом уже что-то «серьёзное».


Но вот парадокс: нейропсихологические основы для “серьёзных” вещей формируются именно в раннем детстве.

Что говорят исследования?

Согласно современным исследованиям в области нейронауки и педагогики, возраст от 3 до 6 лет — критически важный период развития так называемых “исполнительных функций” мозга. Это базовые когнитивные навыки, которые позволяют ребёнку:

– концентрироваться

– переключать внимание

– регулировать поведение

– удерживать информацию в рабочей памяти

– планировать и предсказывать результат своих действий

Эти функции тесно связаны с лобными долями мозга — а они особенно активны именно в этот период.

  • В Канаде шахматы используются как инструмент речевого и когнитивного развития для дошкольников.
  • В Испании исследование показало, что у детей 4–5 лет, которые занимались шахматами дважды в неделю, уже через 3 месяца выросли показатели памяти и внимания.
  • В Германии в 2021 году шахматы вводили в 20 детских садов в формате сказок и телесных игр — и увидели улучшения в способности к планированию и переключению внимания.

Почему шахматы?

Шахматная доска -- это игровая и очень гибкая среда, в которой можно тренировать всё вышеописанное — без давления и с интересом.

Причём даже в том случае, если ребёнок:

– не знает букв– не умеет считать– быстро теряет внимание– или вообще не сидит на месте

Всё это — не препятствия, а нормальные особенности развития, с которыми шахматы могут мягко и эффективно взаимодействовать.


И конечно же важно “как”:

Если мы говорим о шахматах как о методе развития — важно не то, в каком возрасте начать, а в какой форме это делать.

Можно начать и в 7 лет — но с жёсткой системой и отбить интерес за месяц.А можно в 3,5 года — но через сказку, движение и игру, и ребёнок войдёт в процесс с радостью, без внутреннего сопротивления.

Как это работает на практике?

На наших занятиях нет лекций. Мы работаем через игры, например:

– Волшебный мешочек, в котором живут фигуры:

Ребёнок вытягивает их вслепую — так он запоминает названия, формы и начинает различать их на ощупь. Это первая сенсорная встреча с шахматами, без лишнего напряжения.

– Истории про шахматное королевство:

выдуманный мир, где есть Король, Башня, слонята и пешки-ученики. Мы не учим правила, мы живём в мире, где эти правила — часть сказки.

– Лабиринты:

на полу раскладываются фигуры-карточки, и ребёнок должен пройти путь, соблюдая “движение коня” или “ладьи”.

Во всех этих форматах незаметно для ребёнка формируются те самые функции мозга, которые потом помогают в учёбе, в жизни, в самоопределении.

Не потому что он “учит шахматы”, а потому что он играет, думает и действует в своём темпе и с интересом.

В следующей статье я расскажу, как именно мы знакомим ребёнка с шахматами на первом занятии. С чего начинается волшебство? Как сделать так, чтобы ребёнок не просто понял правила — а влюбился в игру раз и навсегда?

2
Начать дискуссию