ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА В РОССИИ: НОВЫЕ ПРАВИЛА И ПУТИ АДАПТАЦИИ БИЗНЕСА ОБСУДИЛИ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ SPIBA

Актуальные тренды интернет-рекламы обсудили на круглом столе SPIBA в Санкт-Петербурге. Эксперты в сфере права, маркетинга и коммуникаций рассказали об адаптации бизнеса к введению рекламного сбора, обсудили запрет рекламы в Instagram* и стратегии, которые помогут компаниям сохранить эффективность продвижения в условиях растущего регулирования.

Круглый стол «Реклама в интернете: жизнь по новым правилам» прошел на площадке юридической компании Nextons. Организатором мероприятия выступила Санкт-Петербургская Международная бизнес-ассоциация (SPIBA) и Коммуникационное агентство 4D. В обсуждении приняли участие специалисты в области права, маркетинга, рекламы и коммуникаций.

ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА В РОССИИ: НОВЫЕ ПРАВИЛА И ПУТИ АДАПТАЦИИ БИЗНЕСА ОБСУДИЛИ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ SPIBA

Эксперты отметили, что рынок интернет-рекламы переживает серьезную трансформацию. Среди ключевых изменений – ужесточение требований к блогерам, введение 3% сбора на доходы от рекламных размещений, запрет продвижения на заблокированных в России площадках. Все эти меры ведут к росту издержек и дополнительным рискам для бизнеса.

Рузанна Ахобекова, советник Nextons, напомнила участникам круглого стола, что действующий запрет распространяется не только на Instagram*, но и ряд других площадок. Например, реклама запрещена на ресурсах иноагентов и организаций, признанных в России нежелательными, так же, как и рекламные репосты с незарегистрированных в РКН блогов в социальных сетях с аудиторией более 10 тыс. подписчиков.

ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА В РОССИИ: НОВЫЕ ПРАВИЛА И ПУТИ АДАПТАЦИИ БИЗНЕСА ОБСУДИЛИ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ SPIBA

При этом реклама на YouTube остается законной, так как несмотря на ограничение доступа юридического запрета на работу платформы в России по-прежнему нет.

Платформа не внесена в реестр запрещенных ресурсов и продолжает находиться в реестре социальных сетей Роскомнадзора. То же самое касается недавнего запрета на звонки в WhatsApp и Telegram

Рузанна Ахобекова, советник Nextons
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА В РОССИИ: НОВЫЕ ПРАВИЛА И ПУТИ АДАПТАЦИИ БИЗНЕСА ОБСУДИЛИ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ SPIBA

В ходе круглого стола также была затронута тема 3% сбора на доходы от рекламы, который обязаны платить рекламораспространители, операторы рекламных систем, агентства и посредники. Представители бизнеса жалуются на большое количество «белых пятен» в законе. Среди основных претензий – сжатые сроки проверки начислений, рост административной и финансовой нагрузки, отсутствие четко регламентированной процедуры урегулирования споров с РКН.

И сам закон, и выпущенные к нему разъяснения РКН имеют один глобальный недостаток: они рассчитаны на идеальный сценарий работы. Действующая модель предполагает, что все документы будут заполнены корректно, в личный кабинет не будет загружено лишних актов, регулятор правильно рассчитает сумму сбора, а плательщик оперативно оплатит его. Однако на практике так бывает редко, и на каждом этапе взаимодействия могут быть свои ошибки. Как действовать в таких ситуациях – понимания пока нет. То же самое касается и санкций для компаний-нарушителей. Вероятнее всего, они будут нести административную ответственность по соответствующей статье Закона о рекламе, которая предусматривает штрафы до 500 тыс. рублей. Согласитесь, для малого и среднего бизнеса сумма весьма внушительная

Сергей Горский, юрист практики в области корпоративного права и M&A, Nextons
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА В РОССИИ: НОВЫЕ ПРАВИЛА И ПУТИ АДАПТАЦИИ БИЗНЕСА ОБСУДИЛИ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ SPIBA
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА В РОССИИ: НОВЫЕ ПРАВИЛА И ПУТИ АДАПТАЦИИ БИЗНЕСА ОБСУДИЛИ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ SPIBA

Еще одним последствием законодательных изменений становится рост стоимости размещения на «разрешенных» площадках. По данным Коммуникационного агентства 4D, после запрета рекламы в Instagram* продвижение в Telegram и ВК подорожало примерно на 20%, однако в сегодняшних реалиях брендам важно работать сразу на нескольких площадках и усиливать коммуникационную составляющую.

Мы не знаем, какие платформы будут ограничены завтра. Поэтому нужно поддерживать аудиторию на всех доступных площадках и усиливать пиар-составляющую: экспертные комментарии, участие в форумах, работа с отраслевыми медиа

Наталья Белкова, генеральный директор Коммуникационного агентства 4D
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА В РОССИИ: НОВЫЕ ПРАВИЛА И ПУТИ АДАПТАЦИИ БИЗНЕСА ОБСУДИЛИ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ SPIBA
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА В РОССИИ: НОВЫЕ ПРАВИЛА И ПУТИ АДАПТАЦИИ БИЗНЕСА ОБСУДИЛИ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ SPIBA

Перспективным направлением участники назвали GR-инструменты. Яркий пример – промышленный туризм, который объединяет задачи государства и бизнеса.

Организуя экскурсии на предприятие, мы одновременно повышаем имидж промышленности в глазах молодёжи и укрепляем доверие аудитории. В 2024 году экскурсии посетили 12 тысяч человек. Это обеспечило нам более глубокое взаимодействие с аудиторией, чем традиционные рекламные кампании с блогерами

Инна Шиманаева, руководитель отдела управления продуктами АО «КО «Любимый Край»
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА В РОССИИ: НОВЫЕ ПРАВИЛА И ПУТИ АДАПТАЦИИ БИЗНЕСА ОБСУДИЛИ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ SPIBA

Несмотря на все ограничения интернет остается приоритетным каналом для российских брендов. Направление digital активно развивается под влиянием инвестиций крупных финансовых корпораций и развития рекламных «гипермонополий».

Сегодня крупные рекламные экосистемы — ВК, Яндекс и МТС — предлагают широкий спектр интегрированных решений, позволяющих выстраивать стратегию продвижения на всех этапах воронки: от формирования знания о бренде до конверсии в продажи. При этом значимый вклад в развитие digital-рынка продолжают вносить и независимые игроки — маркетплейсы и сервисы финансовых организаций

Александр Щипанов, руководитель по цифровому маркетингу «Арнест ЮниРусь»

Участники круглого стола отметили, что ужесточение регулирования интернет-рекламы – это реальность, с которой бизнесу предстоит жить в ближайшие годы. Вместе с тем изменения в законодательстве не стоит рассматривать исключительно как ограничение. Они делают рынок более прозрачным, дисциплинируют игроков и мотивируют бизнес и к поиску свежих решений: от диверсификации цифровых площадок до развития PR и GR-коммуникаций.

Главный вывод встречи: гибкость и готовность к поиску новых форматов становятся ключевым условием конкурентоспособности. SPIBA, в свою очередь, продолжит быть площадкой, где бизнес и эксперты совместно ищут ответы на вызовы и формируют рабочие решения для развития отрасли.

ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА В РОССИИ: НОВЫЕ ПРАВИЛА И ПУТИ АДАПТАЦИИ БИЗНЕСА ОБСУДИЛИ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ SPIBA
Начать дискуссию