Суть карьеры – в персональной реализации за счет других

Карьера строится на профессиональной деятельности, за которую человек получает оплату и не только. Скажем, за условно профессиональную, потому что это не обязательно условие, но, как мы рассказываем своим детям, за профессиональную платят больше:)

Работа – это участие в социально-экономическом обмене. Недавно ЕМ упомянула в Статусе прекрасного “отца”, экономиста Людвига фон Мизеса, который сформулировал теорию “Человеческой деятельности” свой одноименной книге на основе теории рационального действия. Теория Мизеса прекрасна в своей лаконичности: если человека оставить в покое, он будет во-первых действовать, во-вторых наиболее эффективным и экономически выгодным для себя способом. Исходя из того, что человек самостоятельная экономическая единица и ему надо самому себя содержать, он будет выбирать такую деятельность и такой свой вклад в общественные потребности, который с учетом его личных интересов принесет ему наибольшую отдачу, в том числе финансовую. Эту модель Мизес противопоставляет плановой и позитивной экономике и присоединяется к экономической модели либертарианцев, руководствуясь общественными и экономическими выгодами, а не личностными.

Теория эта была рождена в 40х годах прошлого века, модель описанная в ней не была воплощена ни в одной экономике, к сожалению. Но с точки зрения модели профориентации и персонального выбора в условиях наличия этого самого выбора она кажется отлично применимой сегодня. Да, но нет.

И вот почему.

Общественная структура усложнилась. Мы можем себе позволить рожать детей не для участия в семейном хозяйстве или ухода за пожилыми, а для любви. Можем учить их долго-долго всяким искусствам и не ожидать, что они скоро станут сами себя обеспечивать. У нас есть недееспособные люди и довольно много, которых содержат налоги и социальные сервисы. Мы создали странные модели заработка, типа продажи образа жизни или крипто трейдинга, где ощутимой ценности не создается, а деньги из воздуха все равно появляются. Получается, что сегодня соотношение собственного вклада и общественной пользы, а также выхлопа от этой пользы довольно сильно сместилось. И что любопытно, оно сместилось от задачи зарабатывания и выживания в сторону самореализации и удовлетворения.

А все потому что у пользы появились посредники! Карьеру все еще строят вокруг потребностей других, потому что именно другие – платят за ваш труд. Однако сегодня не всегда очевидно, какую именно пользу приносит конкретный человек и кто за эту пользу платит, но ведь кто-то же платит! И здесь с карьерой начались проблемы, потому что люди перестали выбирать себе дело оперируя категориями пользы для других, они стали думать о своем удовлетворении и образе жизни,

что превратило жизнь профориентологов в ад.

Большинство новых профессий начала 21 века – это профессии-посредники между созидателями пользы и ее получателями. Экономика росла и отношения усложнялись вокруг производств возник огромный навес из бизнес-профессий, консалтинга и подобных. Ок, карьерные консультанты научились с этим работать, люди научились развиваться в этих профессиях, становиться экспертами и хорошо зарабатывать, образование научилось готовить таких профессионалов, все двигалось четко по теории рациональных выборов: у общества появляется запрос, человек видит хорошие возможности для себя и направляет туда свой ресурс, система реорганизуется наилучшим для всех способом.

Что сегодня? Снова новые профессии: блогеры, стримеры, инфлюенсеры. Новые виды посредников, часто это посредники для посредников. Это какой запрос рынка и общества они насыщают? Какую пользу создают? Мы помним, что карьеру можно строить только за счет других, а другие платят за добавленную полезность. Но сегодня эта полезность становится все менее и менее осязаемой. Так что за полезность дают обществу новые профессии? Ответы на эти вопросы позволят нам лучше и глубже понимать общественные и рыночные процессы, а также сопровождать выбор на рынке труда свой собственный и своих детей.

Начать дискуссию