Продукт как платформа (PaaP) для разработчиков программного обеспечения

Какие программные продукты разрабатывать для лучшей продажи - это первый вопрос перед процессом разработки программного обеспечения. Некоторые категории продуктов дадут лучшие результаты, чем другие.

Прим.: Это мой первый пост в этом замечательном сообществе. Возможно, стиль изложения может показаться суховатым или усложненным. Но те кому этот пост предназначен, привыкли часто читать достаточно сложные и длинные инструкции и мануалы…..

Почему я хочу высказать свою точку зрения

Как я уже писал в других своих постах, онлайн-коммерс я с 2009 года. Я организовывал продажи различных активов на интернет-аукционах и продолжаю делать это до сих пор.

Но я всегда старался находить интересные, я бы сказал захватывающие возможности для расширения своей бизнес-деятельности.

Когда кто-то (я) продает коммерческую недвижимость на аукционе, как организатор интернет-аукционов, или когда кто-то продает другие категории бизнес-активов, обычно можно рассчитывать на комиссию в размере 2-3%.

Подготовка к аукциону может занять много времени, процесс сделки от начала до конца и заключения сделки включает в себя множество людей, принимающих решения, множество согласований и может занять 3-4 месяца и более.

Цифровые продукты — совершенно другие вещи и другие подходы.

Дистрибьютор может рассчитывать на комиссию 15-25% против 2-3%. Звездные продукты могут обеспечить серьезные продажи и соответствующую прибыль дистрибьютору и разработчикам ПО, которые эти звездные продукты создали.

Процесс подписания контракта между сторонами может занять дни или недели, а не месяцы. Продвинутые разработчики, как правило, могут принимать решения в сжатые сроки.

А в качестве бонуса у дистрибьютора возникает чувство причастности к чему-то значимому и захватывающему — участию в распространении новых цивилизационных ценностей и возможности, как говорится, сделать мир лучше.

Некоторые программные продукты могут существенно улучшить повседневную жизнь и даже полностью изменить некоторые аспекты жизни и деловой практики.

Мне нравится сфера высоких технологий. Эта сфера актуальна не только для сегодняшнего дня, но и для далекого будущего.

Ответы на главные значимые вопросы нам дадут компьютерные технологии, а не сама биологическая наука: как лечить сложные заболевания, как жить дольше и максимально замедлить процесс старения, как предсказывать и предотвращать эпидемии, как выращивать искусственные биологические органы в качестве биологических частей, как предотвращать заболевания, как сделать медицинское тестирование доступным для всех, быстрым, регулярным и дешевым, а медицинское страхование — максимально дешевым (из-за снижения рисков дорогостоящих медицинских процедур (прим.: актуально для Европы и США)) и т. д. и т. п.

Поэтому я считаю, что поиск новых продуктов для распространения программного обеспечения — интересное и полезное занятие.

И вот следующий вопрос для девелоперов - что билдить.

Здесь как в арт-бизнесе. Хорошие арт-дилеры не только хорошо продают. Хорошие арт-дилеры говорят художникам, что создавать, а иногда - как создавать - для долгосрочного успеха данного конкретного художника.

Экосистемы и платформы — в чем различия

Тема экосистем и платформ не нова.

На платформе Medium я нашел статью Single Products VS Product Ecosystem: What is the Difference, and Which One to Choose, опубликованную в 2021 году. (Ссылка здесь: https://phenomecosystem.medium.com/single-products-vs-product-ecosystem-what-is-the-difference-and-which-one-to-choose-78ff31f97bec). На ClickUp вы можете узнать, что такое экосистема продукта, и написать подробную статью по этому вопросу. Там говорится: «Экосистема продукта — это набор взаимосвязанных продуктов и услуг, которые работают вместе, чтобы решить проблему или ряд связанных проблем клиентов. Этот широкий спектр продуктов или услуг создает единый и улучшенный пользовательский опыт». Статья доступна здесь: https://clickup.com/blog/product-ecosystem/ . И я рекомендую вам ее прочитать.

Но в этих статьях акцент был сделан на наборе продуктов (несколько продуктов), которые могут быть объединены в рамках парадигмы экосистемы.

Для разработчиков, которые делают свои новые программные продукты, не слишком просто и не всегда целесообразно разрабатывать несколько продуктов. С точки зрения оптимизации управления продуктом лучше выпускать продукты один за другим, чтобы избежать управленческих сложностей.

Подход, ориентированный на набор продуктов, работает не для всех.

Другой взгляд на вопрос: платформа как продукт (Product as a Platform - PaaP) (это подход, который я поддерживаю).

Я думал об этом подходе последние 3 месяца и реализовал его на своем сайте www.4sqs.info как данный конкретный сервис для разработчиков программного обеспечения и производителей физических продуктов, которые можно использовать в качестве платформы для внешних программных продуктов.

Недавно я нашел статью Мазиара Адла «Продукты как платформы и когда это начинать», опубликованную в 2023 году на https://gocious.com. (Статья доступна здесь: https://gocious.com/blog/products-as-platforms-and-when-to-start-one). В статье автор обсуждает вопросы, почему компании должны рассматривать платформинг как базу для разработки и как работает платформинг.

В своей статье Мазиар Адл рассказывает о возможности обоих подходов:

Начать с платформы и затем - создать продукт, и начать с продукта и затем - построить платформу вокруг него.

Но моя точка зрения и подход, который я хочу реализовать в практике дистрибуции программного обеспечения, таковы:

Разработка (в моем случае - поиск соответствующих продуктов) самоценного продукта, который находится на своих стартовых позициях, подходящих для построения экосистемы вокруг этого продукта.

Другими словами - разрабатываемый продукт на этапе разработки должен иметь все необходимые цели, функции, особенности, конфигурацию, чтобы стать будущей платформой, ориентированной на окружающую экосистему продуктов.

Таким образом, здесь у нас есть три элемента:

  • Продукт как исходный самоценный продукт, который может использоваться как неплатформенный независимый продукт, а также может использоваться как платформа для окружающих продуктов.
  • Платформа - исходный продукт с необходимыми элементами, которые позволяют использовать продукт как платформу. Здесь продукт трансформируется в платформу, оставаясь самоценным продуктом.
  • Экосистема - совокупность окружающих продуктов (программных приложений или даже физических устройств и онлайн (офлайн?) сервисов), связанных с платформой.

Примеры этого типа продуктов:

  • Minecraft, другие онлайн-игры, в которых пользователи могут разрабатывать и настраивать существ и игровые артефакты,
  • CRM,
  • Онлайн-инструменты для совместной работы,
  • No-code-инструменты, которые позволяют создавать приложения и взаимодействовать между разработчиками онлайн в процессе разработки,
  • Социальная сеть/социальный сервис,
  • Блокчейн-системы,
  • Устройства типа смартфонов, умных часов и т. д.

Главное условие здесь, как я уже говорил ранее - разрабатываемый продукт на этапе разработки должен иметь все необходимые элементы, чтобы стать центрированной платформой, оставаясь продуктом с самостоятельной (внеплатформенной) ценностью.

Где искать и находить идеи:

Некоторые продукты больше подходят для преобразования в платформы и создания вокруг них экосистем, чем другие.

Я бы сказал это такие продукты как:

  • Онлайн-инструменты для совместной работы,
  • CRM,
  • Безкодовые инструменты, которые позволяют создавать приложения и взаимодействовать между разработчиками онлайн в процессе разработки,
  • Социальные сети/социальные сервисы,
  • Блокчейн-системы,
  • Системы управления проектами,
  • Системы бухучета,
  • IDE,
  • Платежные системы, включая криптоплатежные системы,
  • Блокчейн-платформы,
  • Онлайн-игры,
  • Мессенджеры и т. д.

Когда мы говорим о физических устройствах, которые можно преобразовать в экосистемы, здесь я имею в виду:

  • Медицинские устройства для повседневного использования
  • Физические устройства, подключенные к смартфонам
  • Устройства, которые визуализируют графику и видео, устройства с экраном/экранами
  • Физические игровые устройства,
  • Умные очки
  • Дроны
  • Системы наблюдения
  • Электромобили всех типов
  • Все вещи в парадигме Интернета вещей.

Конечно, приведенные выше списки не являются исчерпывающими.

Некоторые продукты имеют неочевидные потенциальные векторы развития и расширения, необходимо провести мозговой штурм для поиска новых возможностей развития.

Основной посыл - мир становится сложным. Усложняются продукты и услуги, социальные отношения и социальные технологии.

Новые возможности появляются каждый день. Возможности есть всегда.

(Структура изложения может показаться немного суховатой. Вначале я написал этот текст на английском языке и после перевел на русский и отредактировал для удобства восприятия. Данная публикация - это прежде всего изложение взглядов на продакт менеджмент и последующие аспекты дистрибуции продукта, созданного на определенной концептуальной основе. Без намерений связанных с саморекламой).

Начать дискуссию