Продукт как платформа (PaaP) для разработчиков программного обеспечения
Какие программные продукты разрабатывать для лучшей продажи - это первый вопрос перед процессом разработки программного обеспечения. Некоторые категории продуктов дадут лучшие результаты, чем другие.
Прим.: Это мой первый пост в этом замечательном сообществе. Возможно, стиль изложения может показаться суховатым или усложненным. Но те кому этот пост предназначен, привыкли часто читать достаточно сложные и длинные инструкции и мануалы…..
Почему я хочу высказать свою точку зрения
Как я уже писал в других своих постах, онлайн-коммерс я с 2009 года. Я организовывал продажи различных активов на интернет-аукционах и продолжаю делать это до сих пор.
Но я всегда старался находить интересные, я бы сказал захватывающие возможности для расширения своей бизнес-деятельности.
Когда кто-то (я) продает коммерческую недвижимость на аукционе, как организатор интернет-аукционов, или когда кто-то продает другие категории бизнес-активов, обычно можно рассчитывать на комиссию в размере 2-3%.
Подготовка к аукциону может занять много времени, процесс сделки от начала до конца и заключения сделки включает в себя множество людей, принимающих решения, множество согласований и может занять 3-4 месяца и более.
Цифровые продукты — совершенно другие вещи и другие подходы.
Дистрибьютор может рассчитывать на комиссию 15-25% против 2-3%. Звездные продукты могут обеспечить серьезные продажи и соответствующую прибыль дистрибьютору и разработчикам ПО, которые эти звездные продукты создали.
Процесс подписания контракта между сторонами может занять дни или недели, а не месяцы. Продвинутые разработчики, как правило, могут принимать решения в сжатые сроки.
А в качестве бонуса у дистрибьютора возникает чувство причастности к чему-то значимому и захватывающему — участию в распространении новых цивилизационных ценностей и возможности, как говорится, сделать мир лучше.
Некоторые программные продукты могут существенно улучшить повседневную жизнь и даже полностью изменить некоторые аспекты жизни и деловой практики.
Мне нравится сфера высоких технологий. Эта сфера актуальна не только для сегодняшнего дня, но и для далекого будущего.
Ответы на главные значимые вопросы нам дадут компьютерные технологии, а не сама биологическая наука: как лечить сложные заболевания, как жить дольше и максимально замедлить процесс старения, как предсказывать и предотвращать эпидемии, как выращивать искусственные биологические органы в качестве биологических частей, как предотвращать заболевания, как сделать медицинское тестирование доступным для всех, быстрым, регулярным и дешевым, а медицинское страхование — максимально дешевым (из-за снижения рисков дорогостоящих медицинских процедур (прим.: актуально для Европы и США)) и т. д. и т. п.
Поэтому я считаю, что поиск новых продуктов для распространения программного обеспечения — интересное и полезное занятие.
И вот следующий вопрос для девелоперов - что билдить.
Здесь как в арт-бизнесе. Хорошие арт-дилеры не только хорошо продают. Хорошие арт-дилеры говорят художникам, что создавать, а иногда - как создавать - для долгосрочного успеха данного конкретного художника.
Экосистемы и платформы — в чем различия
Тема экосистем и платформ не нова.
На платформе Medium я нашел статью Single Products VS Product Ecosystem: What is the Difference, and Which One to Choose, опубликованную в 2021 году. (Ссылка здесь: https://phenomecosystem.medium.com/single-products-vs-product-ecosystem-what-is-the-difference-and-which-one-to-choose-78ff31f97bec). На ClickUp вы можете узнать, что такое экосистема продукта, и написать подробную статью по этому вопросу. Там говорится: «Экосистема продукта — это набор взаимосвязанных продуктов и услуг, которые работают вместе, чтобы решить проблему или ряд связанных проблем клиентов. Этот широкий спектр продуктов или услуг создает единый и улучшенный пользовательский опыт». Статья доступна здесь: https://clickup.com/blog/product-ecosystem/ . И я рекомендую вам ее прочитать.
Но в этих статьях акцент был сделан на наборе продуктов (несколько продуктов), которые могут быть объединены в рамках парадигмы экосистемы.
Для разработчиков, которые делают свои новые программные продукты, не слишком просто и не всегда целесообразно разрабатывать несколько продуктов. С точки зрения оптимизации управления продуктом лучше выпускать продукты один за другим, чтобы избежать управленческих сложностей.
Подход, ориентированный на набор продуктов, работает не для всех.
Другой взгляд на вопрос: платформа как продукт (Product as a Platform - PaaP) (это подход, который я поддерживаю).
Я думал об этом подходе последние 3 месяца и реализовал его на своем сайте www.4sqs.info как данный конкретный сервис для разработчиков программного обеспечения и производителей физических продуктов, которые можно использовать в качестве платформы для внешних программных продуктов.
Недавно я нашел статью Мазиара Адла «Продукты как платформы и когда это начинать», опубликованную в 2023 году на https://gocious.com. (Статья доступна здесь: https://gocious.com/blog/products-as-platforms-and-when-to-start-one). В статье автор обсуждает вопросы, почему компании должны рассматривать платформинг как базу для разработки и как работает платформинг.
В своей статье Мазиар Адл рассказывает о возможности обоих подходов:
Начать с платформы и затем - создать продукт, и начать с продукта и затем - построить платформу вокруг него.
Но моя точка зрения и подход, который я хочу реализовать в практике дистрибуции программного обеспечения, таковы:
Разработка (в моем случае - поиск соответствующих продуктов) самоценного продукта, который находится на своих стартовых позициях, подходящих для построения экосистемы вокруг этого продукта.
Другими словами - разрабатываемый продукт на этапе разработки должен иметь все необходимые цели, функции, особенности, конфигурацию, чтобы стать будущей платформой, ориентированной на окружающую экосистему продуктов.
Таким образом, здесь у нас есть три элемента:
- Продукт как исходный самоценный продукт, который может использоваться как неплатформенный независимый продукт, а также может использоваться как платформа для окружающих продуктов.
- Платформа - исходный продукт с необходимыми элементами, которые позволяют использовать продукт как платформу. Здесь продукт трансформируется в платформу, оставаясь самоценным продуктом.
- Экосистема - совокупность окружающих продуктов (программных приложений или даже физических устройств и онлайн (офлайн?) сервисов), связанных с платформой.
Примеры этого типа продуктов:
- Minecraft, другие онлайн-игры, в которых пользователи могут разрабатывать и настраивать существ и игровые артефакты,
- CRM,
- Онлайн-инструменты для совместной работы,
- No-code-инструменты, которые позволяют создавать приложения и взаимодействовать между разработчиками онлайн в процессе разработки,
- Социальная сеть/социальный сервис,
- Блокчейн-системы,
- Устройства типа смартфонов, умных часов и т. д.
Главное условие здесь, как я уже говорил ранее - разрабатываемый продукт на этапе разработки должен иметь все необходимые элементы, чтобы стать центрированной платформой, оставаясь продуктом с самостоятельной (внеплатформенной) ценностью.
Где искать и находить идеи:
Некоторые продукты больше подходят для преобразования в платформы и создания вокруг них экосистем, чем другие.
Я бы сказал это такие продукты как:
- Онлайн-инструменты для совместной работы,
- CRM,
- Безкодовые инструменты, которые позволяют создавать приложения и взаимодействовать между разработчиками онлайн в процессе разработки,
- Социальные сети/социальные сервисы,
- Блокчейн-системы,
- Системы управления проектами,
- Системы бухучета,
- IDE,
- Платежные системы, включая криптоплатежные системы,
- Блокчейн-платформы,
- Онлайн-игры,
- Мессенджеры и т. д.
Когда мы говорим о физических устройствах, которые можно преобразовать в экосистемы, здесь я имею в виду:
- Медицинские устройства для повседневного использования
- Физические устройства, подключенные к смартфонам
- Устройства, которые визуализируют графику и видео, устройства с экраном/экранами
- Физические игровые устройства,
- Умные очки
- Дроны
- Системы наблюдения
- Электромобили всех типов
- Все вещи в парадигме Интернета вещей.
Конечно, приведенные выше списки не являются исчерпывающими.
Некоторые продукты имеют неочевидные потенциальные векторы развития и расширения, необходимо провести мозговой штурм для поиска новых возможностей развития.
Основной посыл - мир становится сложным. Усложняются продукты и услуги, социальные отношения и социальные технологии.
Новые возможности появляются каждый день. Возможности есть всегда.
(Структура изложения может показаться немного суховатой. Вначале я написал этот текст на английском языке и после перевел на русский и отредактировал для удобства восприятия. Данная публикация - это прежде всего изложение взглядов на продакт менеджмент и последующие аспекты дистрибуции продукта, созданного на определенной концептуальной основе. Без намерений связанных с саморекламой).