Современный Плач Ярославны, или, Когда Гуманизм Бьет по Своим.

Знаете, есть такие ситуации, когда логика, обычная человеческая логика, начинает буксовать, упираясь в стену чьих-то высоких принципов. Стена эта, как правило, красиво отделана – тут вам и «гуманизм», и «мы не такие», и прочие обои пастельных тонов. А за стеной – война. Реальная, грязная, без всяких пастельных полутонов.

Современный Плач Ярославны, или, Когда Гуманизм Бьет по Своим.

Представьте себе картину. Страна 1. Назовем ее… ну, скажем, Жабана, чтобы никому не было обидно (или наоборот?). Эта самая Жабана методично, день за днем, засыпает ракетами и снарядами Страну 2. Пусть будет Кабана, для симметрии. Бомбит города, села, инфраструктуру. Просто потому что может. И хочет.

А что же Кабана? А Кабана… Кабана смотрит на все это, стискивает зубы и устами своих глашатаев вещает собственным гражданам примерно следующее: «Друзья! Братья и сестры! Да, по нам лупят. Да, больно. Но! Мы – не они! Мы – носители света, добра и высоких моральных принципов! Мы не можем опуститься до их уровня и начать палить по их городам в ответ. Это же негуманно! Там же мирные жители!». Звучит благородно? Пожалуй. По-рыцарски? Возможно.

Современный Плач Ярославны, или, Когда Гуманизм Бьет по Своим.

Только вот есть нюанс. Этот самый «народ Кабана», который слушает эти речи, сидит под обстрелами. Теряет дома, близких, работу. И вот эта мантра про «мы не такие» начинает звучать… ну, скажем так, немного фальшиво. Особенно когда ты третий раз за ночь бежишь в подвал, а твой сосед только что вытаскивал из-под завалов свою жену и дочь. Или то, что от них осталось.

И вот тут начинается самое интересное. Тот самый «Плач Ярославны». Только это уже не одинокий голос княгини на стене Путивля (Борис Годунов), взывающий к ветру и Днепру. Это тихий, глухой ропот, который расползается по кухням, курилкам, интернет-форумам Кабаны.

«- Да сколько можно?! Они по нам лупят, а мы им про гуманизм!» «- Слушай, я все понимаю, принципы там, все дела… Но мой дом кто восстановит? И когда это кончится?» «- Они там, наверху, в безопасности сидят, рассуждают… А нам тут прилетает!» «- Может, если бы мы им тоже разок ‘показали’, они бы задумались?»

Тихий ропот, понимаете? Пока тихий. Люди в Кабане, может, и правда «не такие». Может, им действительно претит мысль отвечать злом на зло. Но инстинкт самосохранения – штука упрямая. И чувство справедливости, даже искаженное гневом и болью, требует… ну, хоть какого-то серьезного ответа. Не обязательно зеркального, но ощутимого. Чтобы там, в Жабане, поняли: так делать нельзя. Совсем нельзя. Слишком опасно.

Так чем же это может кончиться для Кабана, если она продолжит воевать «в белых перчатках», декламируя стихи о гуманизме под аккомпанемент разрывов?

Современный Плач Ярославны, или, Когда Гуманизм Бьет по Своим.

Прогноз? Ох, дело неблагодарное, но попробуем.

  1. Эрозия доверия к власти. Это самое очевидное. Когда слова расходятся с реальностью так катастрофически, люди перестают верить. Сначала тихо, потом громче. Мантра «мы не такие» превращается в издевку. Власть, теряющая доверие во время войны – это как корабль, теряющий управление в шторм. Куда вынесет – одному Нептуну известно.
  2. Нарастание внутреннего напряжения. Этот кухонный ропот – он как пар в котле без клапана. Рано или поздно рванет. Во что это выльется? В протесты? В требования сменить стратегию? В поиск «виноватых» внутри страны? В любом случае, это ослабляет Кабана изнутри, что Жабане только на руку.
  3. Деморализация армии и общества. Солдатам на передовой сложно сохранять боевой дух, зная, что их города подвергаются бомбардировкам и уничтожению местного населения. Гражданским – жить в постоянном страхе, не видя света в конце тоннеля. Вера в победу – мощное оружие. Но она питается не только лозунгами, но и пониманием, что враг тоже несет потери и получает в ответ серьезные удары. Когда этого нет, вера тает, как снег на раскаленной сковородке.
  4. Военное поражение через истощение. Война – это не только про мораль, но и про ресурсы. Если Жабана безнаказанно уничтожает инфраструктуру, экономику, логистику Кабанаа, а Кабана лишь «гуманно обороняется», то исход предсказуем. Это как боксер, который только ставит блоки, не нанося ответных ударов. Рано или поздно пропустит фатальный.
  5. Радикализация части общества. Всегда найдутся те, кому «кухонного ропота» мало. Те, кто скажет: «Раз власть не может/не хочет, мы сами». И это уже прямая дорога к хаосу, партизанщине разного толка, неуправляемым процессам. Ярославна плакала и взывала к силам природы. Ее современные «сестры» и «братья», доведенные до отчаяния, могут начать взывать к совсем другим силам.

Какой итог? Страна, пытающаяся выиграть войну, основываясь исключительно на моральном превосходстве над безжалостным агрессором, рискует проиграть не только войну, но и саму себя. Гуманизм – великая вещь. Но когда он превращается в одностороннее непротивление злу насилием, пока зло это самое насилие применяет к тебе и твоим близким… это уже не гуманизм. Это что-то другое. Что-то очень опасное.

Современный Плач Ярославны, или, Когда Гуманизм Бьет по Своим.

Возможно, Кабане придется вспомнить, что иногда лучший способ защитить свои ценности – это показать зубы. Не обязательно превращаясь в дракона самому, но давая понять, что кусаться умеешь. Иначе плач Ярославны рискует стать вечным саундтреком к медленному угасанию. А это, согласитесь, совсем не тот финал, которого заслуживает страна, искренне верящая в добро. Вопрос лишь в том, какой ценой эта вера будет оплачена. И не окажется ли цена неподъемной?

И.Монькевич

Начать дискуссию