Современный Плач Ярославны, или, Когда Гуманизм Бьет по Своим.
Знаете, есть такие ситуации, когда логика, обычная человеческая логика, начинает буксовать, упираясь в стену чьих-то высоких принципов. Стена эта, как правило, красиво отделана – тут вам и «гуманизм», и «мы не такие», и прочие обои пастельных тонов. А за стеной – война. Реальная, грязная, без всяких пастельных полутонов.
Представьте себе картину. Страна 1. Назовем ее… ну, скажем, Жабана, чтобы никому не было обидно (или наоборот?). Эта самая Жабана методично, день за днем, засыпает ракетами и снарядами Страну 2. Пусть будет Кабана, для симметрии. Бомбит города, села, инфраструктуру. Просто потому что может. И хочет.
А что же Кабана? А Кабана… Кабана смотрит на все это, стискивает зубы и устами своих глашатаев вещает собственным гражданам примерно следующее: «Друзья! Братья и сестры! Да, по нам лупят. Да, больно. Но! Мы – не они! Мы – носители света, добра и высоких моральных принципов! Мы не можем опуститься до их уровня и начать палить по их городам в ответ. Это же негуманно! Там же мирные жители!». Звучит благородно? Пожалуй. По-рыцарски? Возможно.
Только вот есть нюанс. Этот самый «народ Кабана», который слушает эти речи, сидит под обстрелами. Теряет дома, близких, работу. И вот эта мантра про «мы не такие» начинает звучать… ну, скажем так, немного фальшиво. Особенно когда ты третий раз за ночь бежишь в подвал, а твой сосед только что вытаскивал из-под завалов свою жену и дочь. Или то, что от них осталось.
И вот тут начинается самое интересное. Тот самый «Плач Ярославны». Только это уже не одинокий голос княгини на стене Путивля (Борис Годунов), взывающий к ветру и Днепру. Это тихий, глухой ропот, который расползается по кухням, курилкам, интернет-форумам Кабаны.
«- Да сколько можно?! Они по нам лупят, а мы им про гуманизм!» «- Слушай, я все понимаю, принципы там, все дела… Но мой дом кто восстановит? И когда это кончится?» «- Они там, наверху, в безопасности сидят, рассуждают… А нам тут прилетает!» «- Может, если бы мы им тоже разок ‘показали’, они бы задумались?»
Тихий ропот, понимаете? Пока тихий. Люди в Кабане, может, и правда «не такие». Может, им действительно претит мысль отвечать злом на зло. Но инстинкт самосохранения – штука упрямая. И чувство справедливости, даже искаженное гневом и болью, требует… ну, хоть какого-то серьезного ответа. Не обязательно зеркального, но ощутимого. Чтобы там, в Жабане, поняли: так делать нельзя. Совсем нельзя. Слишком опасно.
Так чем же это может кончиться для Кабана, если она продолжит воевать «в белых перчатках», декламируя стихи о гуманизме под аккомпанемент разрывов?
Прогноз? Ох, дело неблагодарное, но попробуем.
- Эрозия доверия к власти. Это самое очевидное. Когда слова расходятся с реальностью так катастрофически, люди перестают верить. Сначала тихо, потом громче. Мантра «мы не такие» превращается в издевку. Власть, теряющая доверие во время войны – это как корабль, теряющий управление в шторм. Куда вынесет – одному Нептуну известно.
- Нарастание внутреннего напряжения. Этот кухонный ропот – он как пар в котле без клапана. Рано или поздно рванет. Во что это выльется? В протесты? В требования сменить стратегию? В поиск «виноватых» внутри страны? В любом случае, это ослабляет Кабана изнутри, что Жабане только на руку.
- Деморализация армии и общества. Солдатам на передовой сложно сохранять боевой дух, зная, что их города подвергаются бомбардировкам и уничтожению местного населения. Гражданским – жить в постоянном страхе, не видя света в конце тоннеля. Вера в победу – мощное оружие. Но она питается не только лозунгами, но и пониманием, что враг тоже несет потери и получает в ответ серьезные удары. Когда этого нет, вера тает, как снег на раскаленной сковородке.
- Военное поражение через истощение. Война – это не только про мораль, но и про ресурсы. Если Жабана безнаказанно уничтожает инфраструктуру, экономику, логистику Кабанаа, а Кабана лишь «гуманно обороняется», то исход предсказуем. Это как боксер, который только ставит блоки, не нанося ответных ударов. Рано или поздно пропустит фатальный.
- Радикализация части общества. Всегда найдутся те, кому «кухонного ропота» мало. Те, кто скажет: «Раз власть не может/не хочет, мы сами». И это уже прямая дорога к хаосу, партизанщине разного толка, неуправляемым процессам. Ярославна плакала и взывала к силам природы. Ее современные «сестры» и «братья», доведенные до отчаяния, могут начать взывать к совсем другим силам.
Какой итог? Страна, пытающаяся выиграть войну, основываясь исключительно на моральном превосходстве над безжалостным агрессором, рискует проиграть не только войну, но и саму себя. Гуманизм – великая вещь. Но когда он превращается в одностороннее непротивление злу насилием, пока зло это самое насилие применяет к тебе и твоим близким… это уже не гуманизм. Это что-то другое. Что-то очень опасное.
Возможно, Кабане придется вспомнить, что иногда лучший способ защитить свои ценности – это показать зубы. Не обязательно превращаясь в дракона самому, но давая понять, что кусаться умеешь. Иначе плач Ярославны рискует стать вечным саундтреком к медленному угасанию. А это, согласитесь, совсем не тот финал, которого заслуживает страна, искренне верящая в добро. Вопрос лишь в том, какой ценой эта вера будет оплачена. И не окажется ли цена неподъемной?
И.Монькевич