Предприниматели часто более одиноки, чем люди других занятий.
Для предпринимателей вообще более характерно стремление к независимости и конфронтизму — иначе не смогли бы стать предпринимателями. А конфронтизм, в свою очередь, в психологии относится к бегству от одиночества. То есть актуалочка.
Вот что имеем:
Предприниматель работает в одиночку, особенно в начале пути. Не с кем разделить ответственность, и положиться можно только на себя. «Синдром лидера» (синдром вождя). Когда не у кого спросить, и ты - главный. Тебе принимать решения и отвечать за ошибки.
Предприниматель мыслит иначе, чем большинство людей: постоянно в режиме поиска возможностей, принятия рисков и нестандартных решений. Не остается времени на друзей и общение. Нет желания на обычные разговоры про природу и погоду.
Дефицит «равных»: трудно найти своих людей и темы для разговора, которые действительно увлекают и вдохновляют. Такое «проклятие предпринимателя». И чем успешнее, тем сложнее найти объективную обратную связь; меньше людей могут дать совет, потому что опыт становится уникальным.
А еще постоянный кризис идентичности. Все провалы в бизнесе воспринимаются на личный счет. Болтание между «я всего достиг» и «я никому не нужен». Режим финансовых качелей и непредсказуемости также накладывает отпечаток на настроение и способность общаться.
Это все усугубляет и так свойственное предпринимателю одиночество. Иногда превращается в «суету одиночества» — активность ради активности, даже вместе с другими людьми. Но это еще больше отделяет, изолирует.
Такое «одиночество в толпе», одиночество в семье, одиночество везде.
Самому справиться с одиночеством невозможно. Для этого нужен другой, отношения и эмоциональная близость. Опыт быть понятым, услышанным, разделенным.
В базе этот опыт формируется в раннем детстве. Если его нет, то остается травма привязанности. Когда я в отношениях очень нуждаюсь, ищу их, но постоянно обламываюсь. Потому что близость или опасна, или невозможна. И тогда я неосознанно саботирую отношения, делаю все, чтобы снова оказаться в одиночестве. Так надежнее.
Хорошая новость: этот опыт можно получить в терапии. Кто познал эмоциональную близость и кайф от отношений, тот в одиночество не вернется и даже забудет, что там бывал.
Ведь здорово, когда и бизнес есть, и одиночества нет. Двойная выгода. Рекомендую.
P.S.
Терапия работает с тремя типами одиночества (изоляции) (И. Ялом):
1. Одиночество от себя — если бежит от какой-то части себя, своих чувств и переживаний или не доверяет себе, отрицает собственные желания.
2. Одиночество от других — когда человек убегает от отношений с другими людьми.
3. Экзистенциальное одиночество (от жизни) — переживание глубокой тоски и грусти от устройства мира.
И часто экзистенциальное одиночество путается с первыми двумя. Первые два мучительные, а экзистенциальное — философски приятное.