Что делать, если клиенту "всё не то"?
"Вы эксперт, скажите, как надо!" – "Вот так!" – "Не, фигня какая-то!"
Каждый специалист это слышал, правда? Но хочется работать с теми, кто желает участвовать в проекте и в итоге применяет идеи.
Но тут есть нюансы.
Есть несколько типов клиентов:
1 "Пофигист". Ему абсолютно все равно, что вы сделали: готово - отлично, задача решена. Но это клиент не для работы вдолгую.
2 "Сверхточный". Чёткое ТЗ, понимание проекта, продукта, нюансов. Правда по жёсткому ТЗ, без фантазии, выполнить задачу проще, многие специалисты справятся, ну и так интересно.
3 Самый ценный клиент – посередине. Он понимает, что такое "хорошо", но не знает, каким образом достичь желаемого результата. Когда ему предлагаете идею, может сказать: "Не, чё-то не то", спрашиваете: "А как надо?" – "Не знаю, ты ж эксперт, разберись".
И вот на этом этапе недальновидный специалист начинает нервничать и говорит: "Две правки – и гуляй Вася!" Клиент уходит недовольный, результата нет, продолжения сотрудничества – тоже.
Грамотный специалист поступает иначе. Он не просто делает работу, а учит клиента быть хорошим заказчиком, помогая сформулировать запрос.
Для этого нужны фреймворки – не только по исполнению, но и по формированию задачи. Да, это дольше и сложнее, но только так клиент получает реальный результат, а вы – долгосрочные отношения и возможность брать за свои услуги достойные деньги, которых хватит и на базу, и на приятности.