Закон о защите русского языка. К чем готовится бизнесу
🟠Вывески и указатели
С 01-го марта 2026 года вступают в силу положения закона, который обязывает бизнес доводить определенную информацию до потребителей на русском языке (№ 168-ФЗ от 24.06.2025). Что это значит? Это значит, что теперь все вывески, указатели, информационные таблички, карточки на маркетплейсах, то есть всё, к чему есть доступ у неограниченного количества потребителей (общедоступные места, интернет), должны быть выполнены на русском языке.
То есть вместо слова «sale» нужно использовать слово «распродажа». Вместо «open» должно быть «открыто». Не «coffee to go», а «кофе с собой». Не «bakery», а «пекарня». При этом дозволяется использовать иностранный язык, но лишь в качестве дополнительного. Если вы хотите, условно говоря, повесить табличку «closed» на дверь магазина, то на ней должно быть идентичное слово «закрыто».
Что немаловажно, идет отсылка на закон о государственном языке (ч.2 ст.3 № 55-ФЗ от 01.06.2005), согласно которому тексты на русском и иностранном языках должны быть идентичными по содержанию, равнозначными по размещению и техническому оформлению (иметь одинаковый цвет, тип и размер шрифта).Теперь, если вы дублируете русские надписи иностранными, иностранные должны быть выполнены в той же стилистике и с тем же шрифтом, включая размер.
🔹В законе есть исключение. Он не распространяется на случаи использования фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания. Иными словами, если у вас есть зарегистрированный Роспатентом бренд с иностранными словами или соответствующее фирменное наименование компании, дублировать его на русском не требуется.
🔹Также закон (за исключением положений о застройщиках) не распространяется на рекламу, поскольку реклама имеет в этой части собственное регулирование, во многом схожее. По сути, новым законом законодатель расширяет сферы обязательного использования русского языка в предпринимательской деятельности.
🟠Застройщики и долевое строительство
Что касается застройщиков, то новый закон в указанных ниже случаях не обязывает их использовать русский язык, но обязывает использовать кириллицу при:
🔹наименовании жилых комплексов, которое застройщик намерен использовать в рекламе
🔹наименовании жилых комплексов и перечислении сведений о генеральном подрядчике, выполняющим работы для застройщика
Это значит, что застройщик должен давать наименование жилого комплекса или очередного своего проекта, условно говоря, не как Green Town, а как Грин Таун. Не City Life Group, а Сити Лайф Груп. Аналогично при указании сведений о генеральном подрядчике.
🟠Какие могут быть штрафы
Закон не предусматривает какие-либо штрафы. Точно сказать, что будет, «если», можно после того, как закон вступит в силу и начнет формироваться практика. Сейчас можно только предположить, как государство будет реагировать.
Поскольку часть положений затрагивает вопрос рекламы жилых комплексов, использование латиницы в наименовании, гипотетически может быть расценено как нарушение законодательства о рекламе по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ и повлечь штраф от 2 000 до 2 500 рублей на граждан, от 4 000 до 20 000 рублей на должностных лиц (как правило, руководителей), от 100 000 до 500 000 рублей на компанию.
Что касается вывесок и указателей, то со стороны различных юристов высказываются мнения, что это нарушение может в теории подпадать под ч. 1 ст. 14.15 КоАП РФ (продажа товаров при отсутствии обязательной информации) или даже ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение обязательной информации).Между тем, статьи 14.8 КоАП РФ и 14.15 КоАП РФ предусматривают случаи, когда ответственность наступает при непредоставлении или отсутствии обязательной информации (например, информации об изготовителе, информации о товаре и услугах). Новый же закон регулирует информацию, которая таковой не является. Соответственно, применение статей 14.8 и ст. 14.15 КоАП РФ, вряд ли уместно.
Однако нельзя исключать в будущем их расширительного толкования правоприменителем. Что вероятно ожидает бизнес с учетом действующего регулирования, так это бдительные граждане и жалобы в надзорные органы, такие как Роспотребнадзор. Если Роспотребнадзор выявит нарушение, он может выдать соответствующее предписание (например, поменять табличку), невыполнение которого может повлечь ответственность по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, а за ним штраф: от 300 до 500 рублей на граждан, от 1 000 до 2 000 рублей на должностных лиц, от 10 000 до 20 000 рублей на компанию