Почему стремление к успеху стало ловушкой: психологический взгляд
Современная культура сформировала мощный социальный ориентир — достигать, добиваться, доказывать. Успех стал показателем не только профессиональной состоятельности, но и личной ценности. Но что, если эта гонка — не осознанный выбор, а навязанный сценарий, в который мы встроены с детства?
Жизнь стремительно движется в заданном направлении — к достижениям, комфорту, признанию.
Человечество, как по команде, следует по маршрутам, проложенным ожиданиями общества: успех, статус, материальная стабильность, влияние.
Практика показывает: за впечатляющими результатами часто стоит не столько талант, сколько навязанные мотивации — стремление заслужить одобрение, желание соответствовать, страх быть “незначимым”, потребность в самоутверждении.
Так начинается движение по чужому вектору, подчинённое установкам, которые редко подвергаются сомнению.
В погоне за успехом человек начинает измерять свои достижения и заслуги через призму оценок окружающих — их признания, восхищения, а порой и зависти.
Попытки утереть нос, обойти или превзойти, заткнуть за пояс, облекаются в разнообразные формы "достигаторства", которое считается достойным уважения. Целеустремлённость, амбициозность, соперничество, конкуренция, упорство, трудолюбие и настойчивость становятся коварными «сообщниками» стремления выделиться — оставив позади поверженных и обездоленных.
Люди перестают осознавать, что показное превосходство в достижениях, благосостоянии и успехе — это проявление гордыни, высокомерия и... тщеславия — «определённо, любимого из грехов».
Механика сравнения
Людям становится неинтересно добиваться и получать заслуженное, если нечего доказывать.
Кому доказать? И почему? Не является ли это стремление постоянно что-либо доказывать нашей укоренившейся установкой на достижение превосходства — или попыткой избежать осуждения?
Почему для нас так важно быть «лучше», «не хуже» или хотя бы «на уровне»? И что становится ориентиром в этой бесконечной гонке?
Постоянное оценивание других, стремление превзойти, или хотя бы сравняться, побуждает нас проводить всю осознанную жизнь в погоне за одобрениями, признанием и славой.
С самых ранних лет нам приводят в пример других детей — соседей, родственников, друзей. И чаще всего, один «образец» просто сменяется другим, в зависимости от условий и ситуаций.
Пирамида, которая не отпускает
Разве это не напоминает пирамиду Маслоу, с её иерархией постоянно возобновляющихся потребностей?
Вся наша жизнь протекает в удовлетворении этих потребностей — чередующихся друг с другом, и при этом каждая видоизменяется и обновляется до невидимых пределов. На пике достижений, в зависимости от возможностей каждого, господствует самоактуализация.
Сам по себе термин "самоактуализация" даёт множество вариантов интерпретаций. У каждого - она своя, и почти каждому видится недостаточной. Реализовавшись в одной сфере, человек почти наверняка обманется в другой. И на закате лет чувство самореализации нередко оставляет привкус чего-то обманчивого, разочаровывающего, «недостаточного».
Ценности, которые внедряются
Система потребностей — это механизм программирования людей на постоянную борьбу, соперничество, с обязательным участием честолюбия, алчности и жажды власти.
Нам «привили» установки, «заправили» их псевдоморалью и ложными ценностями, внушили необходимость за всё бороться и всё «заслуживать», и нацелили на удовлетворение бесконечно «мутирующих» потребностей.
Иллюзия принятия
Что означает потребность в принятии или близости? Можно ли нуждаться в близости? Необходимо ли добиваться того, чтобы быть принятым? Принятым кем и для чего?
При каких условиях мы становимся принятыми? И почему для этого нужен условный фактор?
Задайте себе эти вопросы. Постарайтесь осознать суть нужды в принятии и привязанности. Не созависимость ли это?
Если нет — то почему мы не считаем это чем-то естественным, не требующим стараний и устремлений?
Вещизм и маскировка дефицита
Зачем проявления меркантильности, жадности и вещизма заворачивать в обёртку эстетических потребностей?
Разве потребность в признании — это не та же претенциозность или кичливость? Любая потребность, то есть нужда, возникает на основе дефицита или отсутствия.
А значит — боритесь, сражайтесь, если нужно, грызите и уничтожайте друг друга. И да победит сильнейший!