Там, где начинается идеология — заканчивается справедливость.

Что подразумевает понятие справедливости? В чём она проявляется и как можно её почувствовать?

Справедливость — это безусловно олицетворение честности, внутренней опоры, ощущения безопасности и доверия к миру. Мы надеемся на справедливость, когда принимаем важные жизненные решения, когда ищем уверенности в том, что к нам отнесутся с уважением, честно и по достоинству.

Справедливость — не абстракция. Это возможность "быть", смотреть на мир, взаимодействовать с окружающим, оставаясь в согласии со своими ценностями — способ жить.

Но когда наступает момент сделать выбор, невольно встаёт вопрос: где грань между личной правдой и объективной честностью? Как не предать себя, не раствориться в чужих целях, не подменить правду идеологией? Этот момент можно назвать переломным, потому что, когда встаёт вопрос о значимом выборе, справедливость превращается в фактор, решающий дальнейшую судьбу человека. В такие моменты понимаешь: однозначного ответа на вопрос «Есть ли абсолютная справедливость?» — нет. Потому что при самом верном выборе всегда будет "проигравшая" сторона.

А что же тогда можно считать справедливостью в масштабах мирового контекста? На протяжении всей истории человечества сменяющие друг друга идеологии провозглашали своей основой концепцию справедливости. Религиозные догмы, государственные формы правления, революционные течения — всё возникало, утверждалось и существует по сей день, опираясь на идею справедливости.

Но как определить её степень, если при любых раскладах всегда есть недовольные или обделённые? Можно ли считать Робин Гуда справедливым? Кто-то, конечно, так считает. Но разве раздавать одним, отнимая у других — справедливо?

И разве не нелепа эта идея справедливости, если всегда кто-то страдает или теряет? Во имя справедливости устраивались завоевания, были казнены одни и вознесены на пьедестал другие. Убивая за убийство, отнимая отнятое, осуществляя планы мести, люди часто называют это торжеством справедливости. Но разве вправе кто-либо решать судьбу и управлять жизнью других, не являясь "одарившим" всем этим?

Может, само понятие справедливости — относительно? Но ведь в таком случае, это не справедливость вовсе. Есть множество других понятий, таких как: месть, расплата, воздаяние, наказание, возмездие, самосуд, дилемма, решение.

Может, именно эти понятия можно приписать к выбору и поступкам людей, а сама по себе справедливость — прерогатива чего-то «высшего», «сакрального» или «духовного»?

Начать дискуссию