Модель компетенций: как собрать «правильных» и нужных сейчас бизнесу сотрудников?
Именно сейчас самое время корректировать или выстраивать модель компетенций заново, так как в кризис наиболее актуальными могут стать другие компетенции, нежели те, что заложены в существующую модель вашей организации, а сотрудники в кризис могут показывать себя с новых сторон.
Как создать устойчивую систему управления процессов в HR, основываясь на модели компетенций, рассказала Екатерина Петрова на вебинаре. Поговорили о том, сколько сотрудников вовлекать в проект по разработке/рефрешу модели компетенций. Разобрали кейсы и примеры моделей компетенций. Проговорили про этапы внедрения МК и PR проекта: аргументация сотрудникам и руководителям — зачем это нужно. Обсудили опасения: высокая занятость руководителей в проекте, «меня уволят». Обсудили, почему работа с моделью компетенций сейчас особенно актуальна: стратегии компаний изменились, и необходимо сфокусироваться на новых компетенциях сотрудников, которые помогут ее достичь; МК — это база для развития новых компетенций в компании; МК — это алгоритмы поведения: как применяют знания, умения и навыки.
5 критериев разработки модели компетенций:
- состоит из набора эффективных поведенческих индикаторов ролевых моделей
- написана языком конкретной компании
- направлена на реализацию стратегии
- пересекается с корпоративной культурой
- охватывает все рабочие активности компании
Какими должны быть компетенции?
Компетенция — это не единое проявление поведения, это целый ряд индикаторов того, что человек анализирует, собирает, обсуждает и далее предлагает решение. Компетенция — многосоставная, и прописывается она языком действий, то есть именно глаголами.
1 - Простыми
Компетенция понятна, выдвигает несколько обоснованных гипотез, не нагружена, написана простым языком
2 - Наблюдаемыми
Любой сотрудник может отследить компетенцию в поведении другого сотрудника
3 - Измеримыми
Должна быть понятна частота, с которой проявляется компетенция
4 - Дискретными
Компетенции не должны пересекаться. Например, если мы говорим о коммуникации, то эти данные должны быть только в одной компетенции. Мы всегда должны понимать, какую компетенцию мы сейчас отслеживаем, чтобы не было дублирования
Обзор методов сбора информации
Как собирать данные, чтобы сформировать МК?
5 этапов разработки МК
1) ПодготовкаПлан, PR, списки участников интервью, предварительные брифы
2) Сбор данных
- Интервью с ключевыми Заказчиками (первые лица компании, HRD)
- Интервью с руководителями подразделений
- Интервью с ролевыми моделями
3) Моделирование модели компетенций
- кластеризация поведенческих индикаторов
- формирование компетенций
- нейминг
- доработка формулировок
4) Верификация модели компетенцийФокус-группы / опросы (при необходимости — доработка МК)
5) Презентация новой модели компетенций Заказчикуи анонс дальнейших мероприятий по внедрению
Правильный PR: 4 шага
Обязательно нужно донести цель, зачем мы это делаем. Далее — транслировать этот проект сотрудникам и поделиться со всеми, что сейчас будет происходить в компании, чтобы снизить сопротивление изменениям.
- Коммуникационный план и дорожная картаФормирование плана активностей и порядка анонсирования участникам, списков участников, даты, длительности активностей и т. д.
- АнонсированиеРассылки с планами предстоящих мероприятий
- Командные сессии с ТОП-командой, руководителями, сотрудникамиВнутренние встречи-презентации проекта
- Индивидуальные встречи с ключевыми участникамиОбсуждение целей проектов и дальнейшее применение результатов в компании
Сколько сотрудников привлекать к проекту по разработке модели компетенций?
Что делать после того, как сформировали МК?
Основные ступени внедрения. В какие процессы HR может лечь МК.
- Систематизация процесса подбора в компанию, в частности, интервью по компетенциямМы закладываем МК в интервью по компетенциям на этапе отбора новых сотрудников в компанию
- Систематизация процесса ежегодной оценки персонала — компетенции, как один из критериев оценкиМы можем оценить всех сотрудников по единой системе
- Систематизация процесса по развитию: от выявления потребности до создания индивидуальных планов развитияГораздо проще формировать план обучения, когда у вас есть МК, и есть понимание, в чем потребность
- Систематизация процесса по созданию кадрового резерваЕсть дельта: компетенции сотрудников и руководителей. Чему нужно научиться сотруднику, чтобы стать руководителем?
Пример структуры МК
Как может выглядеть МК? Она может быть многоуровневой, может иметь отстройки. Если какой-то отдел имеет большой вес в компании, то мы можем выделить для него отдельный блок и прописать компетенции, которые необходимы конкретно этому отделу.
Больше о моделях компетении на нашем сайте