Модель компетенций: как собрать «правильных» и нужных сейчас бизнесу сотрудников?

Именно сейчас самое время корректировать или выстраивать модель компетенций заново, так как в кризис наиболее актуальными могут стать другие компетенции, нежели те, что заложены в существующую модель вашей организации, а сотрудники в кризис могут показывать себя с новых сторон.

Как создать устойчивую систему управления процессов в HR, основываясь на модели компетенций, рассказала Екатерина Петрова на вебинаре. Поговорили о том, сколько сотрудников вовлекать в проект по разработке/рефрешу модели компетенций. Разобрали кейсы и примеры моделей компетенций. Проговорили про этапы внедрения МК и PR проекта: аргументация сотрудникам и руководителям — зачем это нужно. Обсудили опасения: высокая занятость руководителей в проекте, «меня уволят». Обсудили, почему работа с моделью компетенций сейчас особенно актуальна: стратегии компаний изменились, и необходимо сфокусироваться на новых компетенциях сотрудников, которые помогут ее достичь; МК — это база для развития новых компетенций в компании; МК — это алгоритмы поведения: как применяют знания, умения и навыки.

5 критериев разработки модели компетенций:

  • состоит из набора эффективных поведенческих индикаторов ролевых моделей
  • написана языком конкретной компании
  • направлена на реализацию стратегии
  • пересекается с корпоративной культурой
  • охватывает все рабочие активности компании

Какими должны быть компетенции?

Компетенция — это не единое проявление поведения, это целый ряд индикаторов того, что человек анализирует, собирает, обсуждает и далее предлагает решение. Компетенция — многосоставная, и прописывается она языком действий, то есть именно глаголами.

1 - Простыми

Компетенция понятна, выдвигает несколько обоснованных гипотез, не нагружена, написана простым языком

2 - Наблюдаемыми

Любой сотрудник может отследить компетенцию в поведении другого сотрудника

3 - Измеримыми

Должна быть понятна частота, с которой проявляется компетенция

4 - Дискретными

Компетенции не должны пересекаться. Например, если мы говорим о коммуникации, то эти данные должны быть только в одной компетенции. Мы всегда должны понимать, какую компетенцию мы сейчас отслеживаем, чтобы не было дублирования

Обзор методов сбора информации

Как собирать данные, чтобы сформировать МК?

5 этапов разработки МК

1) ПодготовкаПлан, PR, списки участников интервью, предварительные брифы

2) Сбор данных

  • Интервью с ключевыми Заказчиками (первые лица компании, HRD)
  • Интервью с руководителями подразделений
  • Интервью с ролевыми моделями

3) Моделирование модели компетенций

  • кластеризация поведенческих индикаторов
  • формирование компетенций
  • нейминг
  • доработка формулировок

4) Верификация модели компетенцийФокус-группы / опросы (при необходимости — доработка МК)

5) Презентация новой модели компетенций Заказчикуи анонс дальнейших мероприятий по внедрению

Правильный PR: 4 шага

Обязательно нужно донести цель, зачем мы это делаем. Далее — транслировать этот проект сотрудникам и поделиться со всеми, что сейчас будет происходить в компании, чтобы снизить сопротивление изменениям.

  • Коммуникационный план и дорожная картаФормирование плана активностей и порядка анонсирования участникам, списков участников, даты, длительности активностей и т. д.
  • АнонсированиеРассылки с планами предстоящих мероприятий
  • Командные сессии с ТОП-командой, руководителями, сотрудникамиВнутренние встречи-презентации проекта
  • Индивидуальные встречи с ключевыми участникамиОбсуждение целей проектов и дальнейшее применение результатов в компании

Сколько сотрудников привлекать к проекту по разработке модели компетенций?

Что делать после того, как сформировали МК?

Основные ступени внедрения. В какие процессы HR может лечь МК.

  • Систематизация процесса подбора в компанию, в частности, интервью по компетенциямМы закладываем МК в интервью по компетенциям на этапе отбора новых сотрудников в компанию
  • Систематизация процесса ежегодной оценки персонала — компетенции, как один из критериев оценкиМы можем оценить всех сотрудников по единой системе
  • Систематизация процесса по развитию: от выявления потребности до создания индивидуальных планов развитияГораздо проще формировать план обучения, когда у вас есть МК, и есть понимание, в чем потребность
  • Систематизация процесса по созданию кадрового резерваЕсть дельта: компетенции сотрудников и руководителей. Чему нужно научиться сотруднику, чтобы стать руководителем?

Пример структуры МК

Как может выглядеть МК? Она может быть многоуровневой, может иметь отстройки. Если какой-то отдел имеет большой вес в компании, то мы можем выделить для него отдельный блок и прописать компетенции, которые необходимы конкретно этому отделу.

Больше о моделях компетении на нашем сайте

Начать дискуссию