А ВОЗ и ныне там

В декабре 2024 года, в нескольких рабочих чатах, коллеги поделились новостями о выпуске очередного отчёта ВОЗ о психическом здоровье, за уходящий год. Краткое резюме гласило: «потери мировой экономики, по причине эмоционального выгорания сотрудников, составили 1 триллион долларов». Одновременно с этим, этот же отчёт упоминали и в статье в телеграмм-канале «Простые числа», на сайте РБК, а также других крупных ресурсах.

На русском языке доклад, действительно, вышел в свет в 2024 году, с отметкой - "для европейского региона". На английском, текст был доступен ещё в 2022 году.

А ВОЗ и ныне там

Доклад состоит из восьми глав, включая введение и заключение. Выдержка из доклада, о которой упоминалось ранее, находится в четвертой из них, названной «Выгоды изменения: общественное здоровье, права человека, социальное и экономическое развитие». На странице 99 читаем: «12 миллиардов трудодней теряется ежегодно из-за депрессии и тревоги (вероятно, имеются в виду тревожные расстройства), подсчитали учёные», что обходится примерно в 1 триллион долларов». Про эмоциональное, как и про профессиональное выгорание ничего не говорится. В конце предложения даётся ссылка на источник 217. Можно поверить, что там так и написано. А ведь можно и не поверить. Позволю себе воспользоваться выражением Николая Николаевича Вересова: «А давайте возьмём и проверим!» «А почему бы и нет», как пишет в своей статье Семён Борисович Есельсон?

Среди источников под номером 217 указана работа, опубликованная в журнале Lancet Psychiatry от… 2016 года. Стоит отметить, что над статьёй работали весь 2015 год, а литература, которую использовали авторы, была опубликована не позже 2014 года. Таким образом, разбег между данными и отчётом ВОЗ составляет 8 лет. При этом в отчёте употреблено слово «ежегодно». Может быть, за эти года что-то, всё-таки, да изменилось?

А ВОЗ и ныне там

Упомянутая статья называется «Расширение масштабов лечения депрессии и тревоги: анализ окупаемости инвестиций (в это самое лечение) в мире.

То есть, предмет исследования (как я это понимаю) – окупаемость инвестиций, выраженная в росте показателей занятости труда и внутреннего валового продукта. Проще говоря, сколько можно заработать на человеке если вкладываться в лечение его нарушенной психики.

...а вы что подумали?) Если про заботу о психическом благополучии землян с целью «всестороннего и полного развития…», то, возможно, вам откликнется песня Александра Розенбаума – «да ладно».

Кстати, если верить данным авторов, инвестиции более чем оправдывают себя.

Справедливости ради стоит отметить, что авторы, наравне с инструментальной ценностью, упоминают и о внутренней ценности, под которой понимают «улучшение психического здоровья и благополучия».

Важное уточнение, авторы производили анализ «расширения масштабов…» в перспективе, с 2016 до 2030 года, а расходы и доходы рассчитывались исходя из покупательной способности 1 доллара США на 2013 год. Сами же расчёты были сделаны с учётом 36 стран с общей численностью популяции около 80% от общей численности населения земли.

Именно из оценки по 36 странам и приводились данные о 12 миллиардах потерянных трудодней (кстати, это 50 миллионов рабочих лет), а потери в денежном эквиваленте – 925 миллиардов. Рассматривая всё население земли, авторы уточняли цифры – 1,15 триллиона. Рискну предположить, что к 2022 году ситуация существенно изменилась и навряд ли в сторону улучшения психического здоровья населения планеты.

Если вы внимательно читали написанное, а вы, кончено, читали внимательно, то наверняка заметили, что в докладе ВОЗ цифры, на которые обратили моё внимание коллеги и к которым апеллировали новостные издания, давались лишь в отношении депрессии и тревожных расстройств. И это примечательно, ведь в этом же докладе на странице 50 в параграфе 3,2 "экономические последствия" читаем: "психические расстройства, взятые в широком смысле, стоили мировой экономике в 2010 году приблизительно 2,5$ триллиона. При этом, косвенные потери (имеются в виду затраты, напрямую не связанные с психическими нарушениями, их профилактикой, "классическим" и фармакологическим лечением и т.д.) составили 1,7$ триллиона, а прямые, 0,8$ триллиона. Предполагается, что к 2030 году эти показатели достигнут 6$ триллионов". Здесь, вполне возможно, кто-то застанет себя в растерянности. Про потери в 1$ триллион в связи с депрессией и тревожными расстройствами информация активно распространяется, а о 2,5$ триллионах, потерянных из-за ухудшения психического здоровья людей в целом вроде как..., не знаю, не прилично?

А ВОЗ и ныне там

Скорее всего, я не обратил бы на документ ВОЗ никакого внимания, если бы до этого мне не попался на глаза доклад фонда исследования общественного мнения Гэллапа (Gallup International). Этот фонд сотрудничает с крупнейшими мировыми компаниями (так называемый список 500-Fortune), и, по крайней мере, данный доклад заслуживает внимания.

Разумеется, представленные данные касаются только работников, официально оформивших трудовые отношения и работающих полный трудовой день, пять дней в неделю.
Разумеется, представленные данные касаются только работников, официально оформивших трудовые отношения и работающих полный трудовой день, пять дней в неделю.

Документ, вышедший в свет в 2024 году, называется, примерно, так – «Состояние глобального рабочего места: голос работников мира». В отличие от ВОЗ, в Gallup информацию собирали, анализировали и подготавливали в период с апреля 2023 года по март 2024 года, за исключением данных в приложении №1 и тех разделах доклада, где приводились сравнительные данные по годам, что естественно. Предварительно проводились исследовательские и оценочные мероприятия через собственные подразделения организации.

В документе говорится о систематическом снижении вовлечённости в рабочий процесс и психического благополучия сотрудников. Авторы считают, что это стоит мировой экономике 8,9 триллионов долларов, составляющие 9% мирового ВВП. Как говорится, ощутите разницу.

Оба документа, так или иначе, посвящены актуальному состоянию психического здоровья. И расхождение результатов слишком велико, чтобы остаться не замеченным. С какой целью я обратился к данному несоответствию?

Первое - Всемирная Организация Здравоохранения может восприниматься как некий оплот достоверности и надёжности, высокого профессионализма и как этический эталон. Иногда она представляется ориентиром, а её рекомендации, даже примером в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Когда-то давно, когда оканчивал обучение по магистерской программе и готовился к ВКР, я, прежде всего, ориентировался на статистику и материалы ВОЗ, которые представлялись мне основополагающими и не подлежащими сомнению. Прошло время, появился новый опыт, проведена некоторая аналитическая работа и на данный момент, отношение к этой организации изменилось.

Второе - наблюдая, как легко и непринуждённо специалисты, которым по роду деятельности пристало сомневаться и перепроверять услышанную или предложенную информацию, подхватывают её и «со знанием дела» распространяют далее, у меня возникают смешанные чувства.

Третье - данные ВОЗ, красноречивы, Gallup – ошеломительны. По роду деятельности мне случается сталкиваться со стороны окружающих с непониманием, а иногда и с категоричным отрицанием значимости такой стороны нашей жизни как психика. Даже находясь в тяжёлом психологическом состоянии, в сложных или, может быть, кризисных жизненных ситуациях, далеко не каждый видит для себя возможность обратиться за помощью, предпочитая разговор со случайным попутчиком или зависимость, в какой-либо форме, визиту к профессионалу.

Представленные цифры свидетельствуют, что чем дольше мы не обращаем внимание на столь важные сферы своей жизни как эмоции, чувства, мысли, свои потребности и мотивы, движущие силы нашего поведения, тем более пагубными становятся для нас последствия нашего собственного невежества.

Хотите чтобы другие о вас подумали и позаботились, позаботьтесь о себе первыми, подайте другим пример.

1
2 комментария