5 вопросов для самопроверки перед тем, как присоединиться к чьему-то стартапу
Как понять, стоит ли принимать оффер от стартапа, и какие подводные камни стоит учитывать на берегу
Привет, я Женя. Родилась в Японии, живу в Лондоне, делаю стартап в сфере иммиграции – imii.app, а также развиваю консалтинг по коммуникациям для других стартапов, бизнесов и НКО. Веду канал Из 🇯🇵 в 🇬🇧, стартап и другие истории о буднях фаундера, жизни в Лондоне и mental health.
Небольшой дисклеймер:
Статью на эту тему я написала для Hackernoon еще осенью 2022, когда переживала жестокое разочарование в когда-то любимом месте работы – медицинском стартапе с онкологическим фокусом. В первый год я буквально летала в офис на крыльях любви ко всему – к миссии, к коллективу, к своим обязанностям. Ну а потом… потом мне стало хватать насмотренности, эрудиции и логики, чтобы понимать, что нашим невероятным планам по спасению мира от рака не суждено сбыться, и как бы я дальше ни выкладывалась на 300% – это уже ничего не изменит. Розовые очки разбились стеклами внутрь, и страдала я похлеще, чем от какого-нибудь разочарования в любви.
Тогда мне и захотелось отрефлексировать тот опыт, который мне дал этот прыжок доверия – принятый оффер от маленького noname-стартапа, который я предпочла предложениям от международной гуманитарной конфедерации и крупной FoodTech компании.
Оглядываясь назад, я безумно благодарна своему предыдущему работодателю за всё, что он мне дал, за людей, которых я там встретила, и за бешеный буст моей карьеры по всем фронтам.
Но так может случиться не во всех стартапах. Особенно ранней стадии. Особенно куда вы идете не кофаундером (у меня не было даже доли, хотя я была правой рукой фаундера).
Поэтому вот вам шпаргалка для раскладывания по полочкам, чтобы принять правильное решение.
Стоит ли идти в стартап: что нужно знать перед тем, как принять оффер
Ни для кого не секрет, что стартап-индустрия очень сильно романтизирована – особенно благодаря многочисленным сериалам, фильмам, всяческим Forbes 30 under 30 и прочим атрибутам жизни предпринимателей высокого (пусть иногда и недолгого) полета.
Мечта построить следующего единорога может казаться достаточно заманчивой, чтобы стянуть вас с теплого места с бонусами, соцпакетом и обедами за счет работодателя.
И иногда мечты действительно сбываются. Не всегда в виде того самого единорога – статистика все же беспощадна – но как минимум, в виде поворотной точки в карьере. Ни в какой крупной корпорации вы не сможете так же стремительно расти, радикально менять сферу ответственности, принимать действительно судьбоносные для бизнеса решения и даже – если повезет – оказаться частью чего-то абсолютного нового, даже мироизменяющего.
Но есть нюанс.
Со стартапами, особенно на самых ранних стадиях, всегда нужно помнить о вероятности провала. Всегда есть риск, что всё пойдёт не так, или поползет, а не полетит, или не оправдает надежды на звездное IPO через 5 лет. Зато стресса может хватить на всю оставшуюся жизнь.
Это не значит, что лучше вообще не связываться. Просто надо понимать, что это а) не для всех и б) вписываться в эту историю нужно с холодной головой и критическим мышлением (но это в идеале, конечно, на меня не смотрите).
Вот пять вопросов, которые стоит себе задать перед тем, как сказать “Поехали”:
1. Насколько меня это драйвит?
Работа в стартапе — чаще всего те еще хаос и вакханалия. Процессы еще отстраиваются, погружаться в них нужно на лету, должностные обязанности и зоны ответственности буквально перекраиваются по ходу дела. Фразу “это не моя работа” лучше сразу забыть.
Всё это может быть очень захватывающе и прикольно, если действительно гореть миссией проекта и верить в продукт.
Это единственное, что будет тащить вас в те дни (или месяцы), когда хочется все к чертям бросить. А они будут. Даже если вам повезло устроиться в будущий единорог.
2. А какая-то логика в этом всем есть?
Не ограничивайтесь описанием вакансии и сайтом компании – максимально разберитесь в матчасти. Чем занимается стартап? В какой он нише? Кто его конкуренты? Всё это можно бегло погуглить до интервью, чтобы задать правильные вопросы.
Если вы не кофаундер, важно убедиться, что у компании есть мало-мальски адекватное понимание продукта, целевой аудитории, рынка и модели монетизации.
Если этого понимания нет — и вас зовут не на позицию CEO или BizDev, чтобы всё это сформулировать, — есть повод насторожиться.
"Мы решаем глобальную проблему" — не значит, что продукт подойдёт под все рынки.
"У фаундера был такой опыт, поэтому всем нужно это решение" — тоже не аргумент.
Ваша задача — оценить (хотя бы верхнеуровнево) реалистичность всего этого замеса, а не только вдохновиться идеей.
3. Кто стоит у руля?
Фаундеры стартапов нередко бывают странными. И это в принципе нормально. Для настоящих революционеров от мира технологий некоторая безуминка даже обязательна.
Но за харизмой и личностными особенностями надо постараться увидеть то, без чего никакая революция не случится:
• Могут ли фаундеры действительно управлять бизнесом? Нравится ли вам их мышление, подход?
• Есть ли у них релевантный опыт в индустрии? Делали ли они уже какой-то бизнес в секторе? Если да, чем дело кончилось?
• Кто принимает критические решения: несколько фаундеров или С-левелов? Или один фаундер, который может по щелчку радикально поменять курс компании за день?
• Комфортно ли вам лично будет работать с этими людьми?
4. Будет ли у меня доля или хотя бы влияние?
Когда стартап только начинает, вопрос доли может казаться не настолько важным. Но со временем, когда вы выкладываетесь по полной, а каких-то крупных плюшек вам пока не светит – невольно можно задуматься, а не стоило ли закрепить свою роль как-то официально.
Даже минимальный процент может дать чувство ownership, прямой причастности и заинтересованности – и мотивацию, которую нельзя создать в стандартных отношениях работник-работодатель.
Если вы входите на экстремально ранней стадии и понимаете, что ваш вклад напрямую влияет на бизнес-показатели компании – есть прямой смысл обсуждать возможность зайти в кофаундеры (или хотя бы founding team). Но тут нужно иметь в виду, что с большей долей и ответственность больше (и факапы будут уже общими)
5. А если не выгорит?
Возвращаемся к главному тезису: стартапы закрываются. Чаще, чем выстреливают. Поэтому сразу стоит просчитать максимально негативный сценарий. И тут важно понять: даже если проект не взлетит, вы можете выйти из этой истории с чем-то очень ценным.
Вот несколько советов, которые помогут избежать сожалений при любом раскладе:
✅ Присоединяйтесь только к тем стартапам, где вы искренне верите в миссию и будете гордиться тем, что были к ней причастны.
✅ Эта роль даст вам возможность вывести скиллы на новый уровень или набраться новых – и возможно, даже сменить профессию на более желанную.
✅ Это индустрия, в которую вы хотите внедриться и остаться – и таким образом вы как раз наберетесь нужного опыта и связей.
✅ Внимательно следите за трендами на рынке, чтобы вовремя понять, когда ситуация начинает выходить из-под контроля и пора что-то делать.
✅ Включайтесь с азартом и с душой. Возьмите из этого опыта все. Но оставайтесь реалистами.
Вместо итогов
Работа в стартапе — это большие эмоциональные американские горки. В один день вам будет казаться, что вы и правда меняете мир. В другой – что всё летит к ядреной фене.
Этот шаг может подарить вам невероятный опыт, адреналиновую зависимость и возможный ПТСР постфактум.
Но скорее всего, оно того будет стоить.
Не является инвестиционной рекомендацией.