Не просто чтение: Художественный текст как триггер

В этой статье на простых, доступных примерах рассматривается тема воздействия художественного текста на сознание человека. В качестве произведений-иллюстраций были взяты: книга «Врачеватели страха» из 5 сезона «Волчонка», «Дом листьев» Данилевского и «Библиотекарь» Елизарова.

Текст-триггер: механизмы воздействия на сознание и «вытеснение» по Фрейду

Когда перед глазами человека оказывается текст, тот инстинктивно начинает воспринимать его, даже если до конца не погружается в суть. В мозг тут же проникает информация, которая требует немедленной обработки. Это механизм, который лежит на поверхности. Но есть и другие, более серьёзные и сложные алгоритмы, в которых текст играет роль триггера, запускающего тот или иной процесс.

Текст-триггер может оказывать влияние как на героя внутри произведения, так и на читателя. Сам процесс чтения и/или восприятия текста провоцирует либо психологические реакции (возвращение памяти, безумие), либо начало некого действия (мести, расследования, переезда) или сверхъестественного события.

Не просто чтение: Художественный текст как триггер

В этом контексте стоит упомянуть о «вытеснении» по Фрейду — защитном механизме, который перемещает некоторые мысли, воспоминания, импульсы из сознательного в бессознательное. Работа этого механизма состоит из двух этапов: непосредственное перемещение и последующее удержание информации в новой локации. «Вытесниться» может то, что вызывает у человека сильные негативные эмоции: неудовольствие, тревогу, стыд, вину. Напряжение, возникающее вследствие этих эмоций, в какой-то момент становится настолько невыносимым, что психика начинает подключать защиту, чтобы справиться с дестабилизирующими факторами.

«Врачеватели страха» из «Волчонка»: текст против ментальных блоков

В 5 сезоне сериала «Волчонок» затрагивается тема текста-триггера. По сюжету группа подростков находит книгу об очередных злодеях, именующихся Врачевателями страха. Впоследствии выяснится, что автор целенаправленно хотел сделать из неё средство, помогающее обходить ментальные блоки и возвращать травмирующие воспоминания. Те, кто хоть раз сталкивался с Врачевателями страха, должны были вспомнить это при знакомстве с данной книгой. И главные герои сериала, вновь оказавшиеся в центре необъяснимых событий, тревожащих городок Бейкон Хиллс, взялись за чтение в надежде найти ключ к разгадке и вновь столкнулись с тем, что когда-то давно безотчётно спрятали в бессознательном.

Кадр из сериала «Волчонок» (5 сезон), 2011—2017
Кадр из сериала «Волчонок» (5 сезон), 2011—2017

Однако не все из них смогли осилить этот текст. Девушка Кира с духом лисы внутри себя обнаружила, что книга ей не поддаётся. Объяснялось это тем, что будучи кицунэ, Кира оказывалась в языковой ловушке каждый раз, когда пыталась прочитать «Врачевателей страха», потому как они были написаны таким образом, что оказывали влияние на её сверхъестественную сущность.

Кицунэ — это трикстеры, оборотни-лисы из японского фольклора. Они юлят, обманывают, ищут лазейки. Они способны превращаться в людей, но всё-таки ими не являются, поэтому язык — система, созданная для коммуникации человека с человеком — вызывает у кицунэ трудности. Им тяжело улавливать речевые тонкости, понимать значение устойчивых выражений, принимать правила языковой игры и разгадывать лингвистические фокусы.

Автор «Врачевателей страха», видимо, принял меры предосторожности при написании своей книги и наполнил её огромным количеством барьеров и словесных капканов, дезориентирующих читателей из сверхъестественного мира, для которых эта история не предназначалась.

«Дом листьев»: текст, вызывающий тревогу и паранойю

«Дом листьев» — постмодернистский роман Марка З. Данилевского, устроенный так, чтобы вызывать у читателя чувство тревоги, паранойи и дезориентации. Книга встречает каждого жёстким «это не для тебя». А на обложке издания на русском языке красуется наставление от переводчика: «Если у вас плохие нервы — вам лучше не читать эту книгу. Если вы подвержены влияниям и чересчур впечатлительны — вам лучше не открывать её. Если вы боитесь сойти с ума — вам лучше о ней не знать».

Не просто чтение: Художественный текст как триггер

Повествование «Дома листьев» структурно сложное и запутанное, так как включает в себя развитие истории на разных уровнях. Первый — сюжет документального фильма «Плёнка Нэвидсона», в котором герой вместе с семьёй узнаёт, что их дом внутри оказывается значительно больше, чем снаружи, и начинает исследовать таинственные пространства. Второй — анализ слепого старика Зампано, который решил взяться за большую исследовательскую работу по вышеупомянутому фильму. Третий — комментарии сотрудника тату-салона Джонни Труэнт к черновикам ушедшего из жизни Зампано. Эти комментарии демонстрируют, как события, описанные в найденных черновиках, начинают находить отклик в реальности Джонни.

Роман интересен и по своей форме: вёрсткой занимался сам автор, дабы вид книги соответствовал его замыслу. Абзацы в романе оживают подобно пространству в пугающем доме Нэвидсона — они переворачиваются, ходят по кругу, наискосок или снизу вверх; а текст распределяется по страницам неравномерно.

Также в книге встречаются многочисленные сноски, многие из которых имеют дополнительные сноски, ведущие к вымышленным книгам, фильмам или статьям. Всё это делает из «Дома листьев» одну бесконечную загадку, разгадать которую кажется непосильной задачей для одного человека.

«Библиотекарь» Елизарова: текст как оружие

В романе Михаила Елизарова «Библиотекарь» книги становятся метафизическим оружием, способным наделить человека определённой силой или ввести его в особое состояние на некоторое время. В этой вселенной существуют: Книга Силы, Книга Ярости, Книга Терпения, Книга Власти, Книга Радости, Книга Памяти и — заветное желание всех «библиотек» — Книга Смысла, обещающая раскрыть читателю саму суть бытия.

Не просто чтение: Художественный текст как триггер

В данном примере текст можно рассматривать как некий сверхъестественный тумблер, который при соблюдении некого комплекса условий переводит героя-читателя в новый режим. Книга Памяти, например, воздействуя на психику, погружает человека в различные воспоминания (значимые/светлые/детские), которые померкли в его сознании.

Кроме того, эти книги становятся спусковым крючком всей истории — она начинает раскручиваться именно после того, как главный герой Алексей Вязинцев случайно узнаёт о том, что книги малоизвестного советского писателя Дмитрия Громова, на первый взгляд кажущиеся бездарной графоманией, на самом деле обладают необъяснимой магической силой.

Кадр из сериала «Библиотекарь», 2023
Кадр из сериала «Библиотекарь», 2023

Приведённые примеры демонстрируют потенциал текста и языка, которыми авторы пользуются в качестве крючка, затягивающего в историю, провоцирующего активную работу психики и изменения в сознании — это может относиться как к реальному миру, так и к вымышленному.

Ещё больше информации о писательстве и фанфикшене можно найти в блоге «Что(бы) написать».

Не просто чтение: Художественный текст как триггер
Начать дискуссию