Как создать концептуальную коллекцию одежды: история проекта вдохновленного скейтбордингом
Кто я и чем занимаюсь.
Меня зовут Алим, я занимаюсь дизайном одежды и создаю концептуальные коллекции, основанные на личных историях. Для меня одежда — это форма, через которую можно говорить о памяти, быте, уязвимости и сопротивлении. Мои изделия рождаются из наблюдений, внутренних конфликтов и культурных феноменов, которыми мы буквально живём. Вещи, которые я создаю, часто не глянцевые - они будто уже прожили жизнь. Одежда чувствуется как найденный артефакт. Для меня важно работать с «неидеальными» темами — с износом, поломкой, забытым бытом. Не потому что это модно, а потому что это честно. Моя цель - показать, что одежда может быть не только красивой, но и несущей смысл. В этом проекте я исследовал, как создать коллекцию с историей, используя повседневные вещи.
Как создать концептуальную коллекцию одежды: история проекта «сломанных досок».
Когда я учился в школе, я жил далеко от всего: от центра города, от друзей, от мест, где кипела жизнь. Все изменил подарок старшего брата - скейтборд. Он стал не только способом передвижения в городе, но и способом выйти за пределы привычного пространства, научиться чувствовать город через движение и находить красоту в его несовершенстве. В скейтбординге меня всегда привлекало не только катание, но и сама культура: поиск идеальной рампы, попытки освоить новые трюки, ощущение асфальта под ногами.
Скейтборд учил меня держать баланс, даже когда дорога была далека от идеала. Асфальт, на котором мы катались, казался живым. Трещины, выбоины, стертые разметки — всё это было частью уникального узора, который говорил о времени, истории и износе.
Скейтбординг — это не просто движение, это способ взаимодействия с городом: чувство текстуры поверхности под колесами, адаптация к его ритму, а каждый прыжок и след на доске становились своеобразным откликом города. Мы искали места, которые могли стать нашими спотами, адаптировали себя к грубой текстуре города: плавные бетонные спуски превращались в рампы, а бордюры и лестницы в платформы.
Главным элементом является сам скейт: трещины, сломанные края, ободранные стикеры и даже полностью разломанные доски, все это казалось зеркалом моих попыток. Скейтбординг оставляет отпечатки на всём: стертые подошвы, трещины на доске, царапины на металле. Скейтеры видели в этом нечто эстетическое, ну и естественно считалось, что чем потрепаннее скейт, тем профессиональнее его владелец. А когда любимый скейт разламывался пополам, как это часто случалось, две половины складывали в сердечко и фотографировали на память, своеобразно отдавая дань уважения доске.
Хорошие кеды также являются одним из важнейших элементов скейтбординга и культуры в целом и посовместительству расходным материалом, кеды могли не выдержать и одного года катания на скейте: стиралась подо-шва, вытерались от соприкосновения со скейтом боковые части, а часто уже буквально разваливались от всего сразу. Однако кеды настолько важный элемент что почти всегда вместо выкидывания им давали вторую жизнь, всевозможные заплатки, укрепление подошвы, покраски и т.д. Этим занимался и я, потому спустя уже 7 лет покупки мои первые Ванс все еще на полке рядом с первым скейтом. Интересен также факт, что многие, кто покупал новую пару кед перед тем как придти в скейт-парк вручную придавали им хоть сколько-нибудь потрепаный вид. Считалось что старые кеды гораздо лучше, словно это как-то влияло на катание.
Концепция коллекции.
Когда однажды доска треснула после очередного прыжка, я понял: это не поломка, это - визуальный материал. Я решил создать коллекцию, которая одновременно раскрывает социальный и эстетический потенциал уличных культур. Вместо того чтобы выкидывать сломанные скейтборды я собрал целую коллекцию скейтов разной степени потрепанности, находя в этом гораздо большее чем груду дерева. Эти доски в буквальном смысле становились отражением моих попыток стать лучше, попыток выучить новый трюк, попыток сделать то, чего не пробовал до этого. Именно износ и поломанные детали становятся визуальным языком коллекции, выражающим идею жизни в движении. Вдохновением для изделий послужили всевозможные элементы поломок, вещи и обувь в заплатках носимая годами и силуэты скейтборда в деталях.
Этапы создания коллекции: пошаговая инструкция
- Выбор темы, написание концепции.
- Разработка формообразования и визуальных приемов.
- Разработка эскизов.
- Пошив макетов.
- Пошив финальных изделий.
Комплект из плотного денима с выраженным эффектом износа: трещины, потёртости, следы потертостей. Силуэт свободный, многослойный, напоминающий уличную одежду скейтбордистов. Образ является гиперболизацией заплатки, так заплатками становятся целые детали изделий наслаиваясь друг на друга.
Темная «грязная» куртка, будто испачканные от падений и вручную окрашенные джинсы. Верхняя одежда напоминает грубую рабочую форму. Изделия будто состарены временем и действиями — здесь скейтбординг воспринимается как ремесло. Это образ мастера, который через износ накапливает опыт и прочность.
Полностью черный образ, поверхность объемная, фактурная, почти скульптурная. Бомбер выполнен из 50 вручную сшитых кожаных кед, черные джинсы скроены по силуэтам скейтбордов. Переосмысление накопления опыта и мастерства в деле.
Что дальше?
Я продолжаю развивать свою практику как дизайнер-исследователь. Моя цель — работать в проектах на стыке моды, визуального искусства и урбанистики. Я открыт к сотрудничеству с брендами, которым интересна мода как язык, как инструмент рефлексии, а не только как продукт.