Команда кивает, а потом делает всё не так

Команда кивает, а потом делает всё не так

— Коллеги, есть вопросы?

Тишина. Кто-то кивает, кто-то делает вид, что кивает. Проходит день. Или неделя. Приходит время применять — и начинается: делают не то, делают не так, или не делают вовсе. И ты не понимаешь, где провал.

А провал был в моменте, когда тебе казалось, что всё понятно. Это называется "проклятие знания".

Когда ты в теме — тебе очевидны связи, примеры, логика. Ты знаешь, что зачем и почему. А вот человек, который слушает тебя, слышит не стройную систему, а шум. Он не тупой, просто у него нет той самой внутренней схемы, на которую ты всё нанизываешь.

Это не теория!

В Стэнфорде провели эксперимент. Людям предлагали простую задачу: отстучать ритм известной мелодии. Другие — должны были угадать её. Те, кто стучали, были уверены: угадает половина. А в реальности угадали... 2,5%.

Вот и вся магия. У тебя в голове — музыка. У других — просто "тук-тук".

Это не только про обучение. Это происходит, когда: — HR объясняет новый процесс адаптации, — Руководитель внедряет стратегию, — Методист описывает структуру курса, — Тимлид делится новой фичей или логикой проекта.

Если ты в теме — ты проклят. Тебе сложно представить, каково это — быть вне темы. И ты не замечаешь, как пролетаешь мимо логики других людей.

Почему они не уточняют? Потому что взрослые не любят выглядеть глупо. Они будут кивать, притворяться, что поняли, откладывать вопросы. Иногда из страха, иногда — из вежливости, а иногда — потому что уверены, что разберутся потом (но не разберутся).

Так что же делать, чтобы не быть тем, кто стучит мелодию — и думает, что его услышали?

1. Протестируй, а не надейся. После объяснения не спеши переходить к действиям. Попроси пересказать, обсудить в парах, сформулировать ключевые мысли. Если люди не могут этого сделать — ты не передал смысл. Повторяй!

2. Сделай среду безопасной. Не для галочки, а по-настоящему. Где можно задать любой вопрос, где ошибаться — нормально и где не понял — это не стыдно.

3. Следи за темпом. То, что ты рассказывал уже 50 раз, для других звучит впервые. Да, тебе скучно. Но если ты идёшь быстрее, чем они успевают обрабатывать — ты работаешь в холостую.

4. Не полагайся на "понятно?". Это вопрос без смысла. Лучше спроси: "Что из этого точно возьмёте в работу?", "Что прозвучало неожиданно?", "Как это можно объяснить коллеге, который не был на встрече?"

Проклятие знания — штука коварная. Она крадёт эффективность у самых подготовленных. Но её можно обойти. Если ты будешь помнить: музыка, которая звучит в твоей голове — не слышна другим. Пока ты не поможешь её услышать.

Обсудим!? Ты был проклят знаниями? Или видел того, кто вел себя так?

Начать дискуссию