Бизнес литература: чем она плоха и что почитать из хорошего. Мнение писателя.
Сколько я себя помню, я всегда хотел быть писателем. Для меня быть писателем значило куда больше, чем быть президентом. Да, ну и в общем, я им стал. Поэтому давно хотелось высказаться на эту тему, и утро субботы, кажется, подходит как нельзя лучше. Короткая подборка нормальной бизнес-литературы.
Как оно пишется
Надо понимать, что писать книги - это такая же работа, как и любая другая. Здесь много тонкостей, нюансов. Надо чувствовать разные стили, держаться в рамках одного или умело их смешивать, надо чтобы была логика, надо чтобы была этика и много всего другого. Никто не рождается с этим, даже если и есть предрасположенность, учиться все равно придется.
Ну и человек, который занят предпринимательством, весьма не факт, что может сам что-то написать, а мало того, у него должно быть еще и достаточно времени для этого. Поэтому если кто-то и пишет действительно сам, то этих людей единицы, а в основном, все идут в издательство, в котором человеку подберут хорошего писателя (типа меня), который и напишет это... экхм... произведение, используя мысли автора из специальных интервью.
Читаю ли я бизнес-литературу?
Нет.
Почему? Потому что она плохо написана а-ха-ха-ха.
Да, это абсолютно профессиональный снобизм, из разряда когда один повар брезгливо пробует еду другого. Мне просто не нравится, что вся она написана примерно по одной структуре, примерно одним языком, да и служит в основном маркетинговым материалом для того, чтобы к автору обратились за консультацией. Поэтому самое ценное там обычно не выдают, зато льют тонны воды. Однако, есть книжки, которые все же имеют практическую ценность.
Что почитать
Роб Фитцпатрик "Спроси маму: как общаться с клиентами"
Весь современный менеджмент, продажи и пр. строятся на коммуникациях, поэтому важно уметь правильно разговаривать с людьми, вынимать из них нужную информацию. Книжка учит тому, как говорить с человеком так, чтобы выдернуть из него факты, а не домыслы и предположения, и строить свою работу именно на фактах. Это нужно и при запуске новых продуктов, и для сбора обратной связи, и для переговоров. Вообще везде. Пользуюсь постоянно. В принципе, можете на ту же тему глянуть шесть правил Глеба Жеглова. Я не шучу.
Филип Котлер "Маркетинг от А до Я"
Кто-то использует маркетинг, а кто-то нет. Книга дает исчерпывающие базовые знания, которые нужны любому предпринимателю, руководителю, специалисту по продуктовому управлению, маркетингу, продажам, рекламе. Она короткая, емкая, интересная и вообще без воды. Огромное количество толковой информации без временных затрат.
Питер Друкер "Практика менеджмента"
Это просто один из величайших теоретиков менеджмента. Если читаете его книгу, можете быть уверены, что это настоящая, ценная, рабочая информация, а не инфоцыганские курсы. За свою жизнь человек написал 39 книг. Смотрите, выбирайте наиболее интересную вам, читайте. По стилистике это реально профессиональная литература.
Максим Ильяхов "Ясно, понятно"
А теперь отечественный производитель.
Возвращаясь к вопросам коммуникации, она же бывает не только устная. А в книге профессионального редактора можно научиться нормально писать. Без канцеляризмов, излишней протокольности - кратко, емко, понятно. Во второй половине несколько перегружена примерами, и теряет свою динамику, но ведь никто не запрещает пролистать то, что вы уже поняли.
Тем временем, книга полностью закрывает все потребности в рабочей письменной коммуникации. Там и про оформление, и про переписки, и про отчеты, и про рекламные материала, и про что угодно. Просто взгляните на оглавление:
Татьяна Евдина "Алгоритмы успешного управления"
Книга коуча и ментора, что наталкивает на плохие ассоциации, однако! Я постоянно сталкиваюсь с руководителями, которым прям по голове хочется дать этой книгой, чтобы интегрировать знания прямо в мозг.
В книге собрана, кажется, вся менеджерская база. Вся, в одном месте. Причем, книга, мягко говоря, не на один вечер. Она толстенная, прекрасно оформлена, есть даже поля для заметок, и руководитель может использовать ее в качестве настольной. Некоторые компании тратят сотни тысяч на тренинги для руководителей, и это замечательно, но если у вашей компании такой возможности нет - просто купите пару этих книг и раздайте по отделам.
Да, важно! У этой книги есть один мощный минус - у нее есть художественная составляющая про чувака, которого назначили руководителем отдела, и теперь он ездит к коучу Татьяне, чтобы учиться быть хорошим начальником, попутно как бы прокачивая своего персонажа в игре. И да, читается оно так же, как и звучит... Но есть хорошие новости - практическая информация очень ценная и без воды дается отдельными врезками, а сами главы разбиты по менеджерским темам.
Ричард Брэнсон "Плюнь на все, берись и делай"
Тоненькая, плюгавенькая, в мягкой обложке, набившая всем оскомину, книжонка. Внимательно читать от корки до корки - необязательно. Тем не менее, хорошо поднимает боевой дух, мотивирует и вдохновляет. Особенно если когда-нибудь летали рейсами авиакомпании Virgin или посещали магазины Virgin - там все очень круто и необычно.
Ну и напоследок, внезапно...
Фредрик Бакман, трилогия "Медвежий угол"
Да, это художка, которая вообще к бизнесу отношения не имеет, но это действительно хорошая книга, и у нее есть очень интересный эффект. Действие происходит в Швеции, а это значит Volvo, Ikea, Morakniv, Husqvarna, Electrolux, SKF, ABB, Scania, H&M, Gant, Koenigsegg.
Я хочу сказать, в их стране все хорошо с производством, и когда читаешь эти книги, то постоянно сравниваешь с нами, и приходит понимание того, сколько у нас всего крутого, самобытного, что сложности есть всегда и везде, и это нормально. То есть, она оказывает некий терапевтический эффект. Вместо уныния и бесконечных страданий, у вас загорается огонек внутри.
Если вы считаете, что у нас все плохо с бизнесом и производством, и как-то страдаете от этих мыслей - почитайте "Медвежий угол" и все пройдет. Я, как человек, который постоянно сталкивается с самыми разными бизнесами и производствами, и бывал именно в рабочих поездках за границей, и видел, как там дела делаются, точно знаю, что у нас как минимум не хуже, чем где бы то ни было, и очень много возможностей и поддержки.
Как-то так. Всем хороших выходных.