🐾 Искусство управления IT-проектами, если ты - кот.

🐾 Искусство управления IT-проектами, если ты - кот.

Скотт Беркун и его искусство управления IT-проектами на примере компании MurSoft.

MurSoft - это компания, где котики-айтишники работают не покладая лап.

Они ставят друг другу задачи в "Мурре" (внутренней таск-трекинг системе, подозрительно похожей на Jira), а пуш-уведомления приходят со звуком шуршащего пакета с кормом.

Коты знают о стрессе IT-проектов всё: они дремлют половину дня, потом вдруг вскакивают и спешат туда, где всё "горит".

Скотт Беркун, легенда Microsoft, в своей книге "Искусство управления IT-проектами" утверждает, что управление проектами - это не наука, а искусство. Искусство требующее понимания людей и их мотивов.

И если уж речь об искусстве, то кто лучше котиков-творцов может его понять?

В этом тексте мы рассмотрим советы Беркуна глазами наших пушистых IT-специалистов. Потому что автор этого текста очень любит котиков.

Знакомьтесь, команда MurSoft

🐱 Мурислав, PM. Главнокомандующий кот. Рассудительный, перманентно уставший, но при этом невероятно энергичный. Понимает, что менеджер - не начальник, а фасилитатор. Любит чёрный юмор про айтишников.

🐱 Котяша, Backend-разработчик. Сообразительный и ленивый. Может заснуть на клавиатуре прямо во время релиза. Считает, что таланты нуждаются в управлении, а не контроле. Просыпается, когда горят дедлайны, чтобы потушить пожар и уснуть обратно.

🐱 Лапка, UX-дизайнерка. Перфекционистка до кончиков усов. Всегда стремится сделать ещё красивее, потому что нет предела совершенству. Может переделать макет 47 раз, прежде чем отпустить его в продакшн. Сильно зависит от обратной связи, желательно - чтобы её хвалили.

🐱 Сэр Пушингтон, Team Lead/Ведущий Backend-разработчик. Ворчливый, но мудрый дед. Постоянно подтрунивает над Котяшей. Символизирует стратегическое мышление: смотрит на проекты издалека (особенно с подоконника) и замечает то, что не видят другие.

🐱 Кисель, QA/QC. Вечно ищет баги везде, даже в миске с едой, но иногда пропускает те, что буквально лежат на видном месте. Эксперт в тестировании карандашей. Живёт по принципу: протестировать можно всё. Раздражающий и полезный одновременно.

🐱 Бусинка, Frontend-разработчица. Энергичная и импульсивная. Считает, что фронтенд сложнее бэкенда (но не говорит об этом вслух). Может начать спорить с Муриславом о приоритетах, потому что "юзер должен видеть красоту немедленно". Пишет код быстро, но часто забывает про оптимизацию.

В MurSoft прилетает срочный заказ: разработать приложение для онлайн-заказа рыбов. Проект: FishApp, срок MVP: три месяца. Оплата: 18 коробок консервированного тунца. Заказчик: кот-предприниматель - сложный клиент и типичный скуф.

Мурислав собирает команду. Совещание быстро превращается в кошачий гвалт: каждый мяукает свое, никто никого не слышит. Котяша, по обыкновению, уснул.

Вдруг Мурислав говорит тихое, но уверенное: мяу. Этого оказывается достаточно, чтобы прервать гвалт. Он продолжает:

если коты начинают ссориться, значит, проект жив. Если все молчат - это значит, что они уже даже не слушают. А это уже настоящая проблема! Первое правило Скотта Беркуна: хаос - это нормальная часть проекта.

В офисе повисла тишина. Бусинка, не выдержав напряжения, стошнила комок шерсти прямо на стол.

Глава 1. И рыбку съесть, и косточкой не подавиться. Планирование по-кошачьи.

Мурислав рисует лапой дорожную карту проекта прямо на наполнителе в лотке, чтобы затем, конечно же, разнести наполнитель по всему офису. Потому что коты любят разносить наполнитель везде.

Совещание по методологии началось:

Котяша предлагает Agile: работаем спринтами! Две недели итерации, каждый день стендап. Просто начнём - там видно будет! Вайб-кодинг!

Бусинка настаивает: давайте сделаем плавные анимации для каждой рыбки! И параллакс! И микроинтеракции!

Лапка, несмотря на отсутствие методологии, уже хочет переделать дизайн как минимум три раза: интерфейс должен быть не просто интуитивным, а магическим! И всё должно соответствовать design system, которую я, правда, ещё не доделала...

Кисель ищет проблемы в гипотетическом коде: погодите, а что, если юзер кликнет 47 раз подряд на одну кнопку? А что, если...

Сэр Пушингтон ворчит с подоконника: в моё время мы просто писали код, который работал. А не вот это вот всё.

Мит стремительно скатывается обратно в гвалт, но Мурислав прерывает их:

Для нашего FishApp, где требования ещё не до конца ясны, а заказчик в любой момент может сказать "хочу ещё вот это добавить", нужна адаптивность. Нам нужно разбить проект на спринты. Почему? Потому что хвост кота лучше работает, когда он может быстро менять направление. Скотт Беркун говорил - разные проекты требуют разного планирования, и то, что планы неточны - это нормально. Главное не в том, чтобы выбрать идеальный метод, а в том, чтобы все коты знали, зачем они делают проект.

Мурислав начинает с простого: он устанавливает чёткие границы работы. Priority 1 (P1) - это вектор, определяющий дальнейшее развитие проекта. В нём выделены три ключевых пункта:

  1. Функциональность. Приложение должно работать (backend не падает, frontend рендерится).
  2. Юзабилити. Юзер должен понимать, как его использовать.
  3. Актуальность. Рыба должна быть свежей (данные должны быть актуальными).

Всё остальное - Priority 2, 3, 4 и так далее. Например: красивая анимация рыбки при загрузке? P2. Личный кабинет с аватаром? P3. Полнофункциональная рекомендательная система, как у Netflix? P3, а то и P4.

Бусинка, возмущённая низким приоритетом красоты, вздыхает: но ведь без анимации это будет так... скучно!

Сэр Пушингтон хмыкает, как всегда прагматично: в моё время интерфейсы были скучными, зато работали.

Мурислав завершает:

Главное - не чтобы всё было по плану, а чтобы у всех лапы шли в одну сторону. Если ты думаешь, что проект под контролем, просто подожди до обеда. Не нужно предсказывать будущее, нужно свести неопределённость к минимуму.

Глава 2. Когда мяу понимают не все. Коммуникация - это инвестиция.

Первый день разработки, дейлик. Снова гвалт: все мяукают одновременно, никто никого не слушает. Котяша рассказывает про REST API, Лапка - про спецификацию цвета фона, Кисель - про тест-кейсы, Бусинка - про требования, а Сэр Пушингтон молчит (потому что знает, как это закончится).

Мурислав многозначительно вылизывается. Доведя лапу до идеальной чистоты, он объясняет, как будет работать новый инструмент. Это мяу-доки - краткие письменные сводки задач. Забудьте мяуканье, вот структурированная информация!

  • Мяу-док для Котяши: сегодня подключаем API заказов к базе, завтра тестируем на 1000 рыбок. Блокер - ждём спеки от Лапки.
  • Мяу-док для Лапки: сегодня обсуждаем с Бусинкой, как должна выглядеть карточка рыбки. Завтра делаем макет. Блокер - нужна обратная связь от пользователей (где они, кстати?).

Проблема не заставила себя долго ждать. Котяша обижается, что его мяу не поняли: он сказал что-то важное про асинхронность, а все подумали, что это просто ленивый мяук.

Мурислав объясняет:

Когда ты говоришь "асинхронно", а я слышу "мяу-мяу-мяу-мяу", это не потому что я плохой слушатель. Это потому что ты не сказал, почему это важно и что произойдёт, если мы этого не сделаем. Мы все предполагаем разное, и каждый предполагает что-то своё.

Три техники для спасения кошачьей коммуникации

  1. Прояснение допущений: я предполагаю, что тебе нужно X. Это правильно?
  2. Краткость: вот проблема. Вот решение. Вот, почему это работает.
  3. Активное слушание: спросить, прежде чем ответить. Сначала расскажи, чего ты хочешь? А потом я скажу, что я знаю.

Беркун называет это прояснением допущений.

Глава 3. Мяулорд, миска пустеет. Дедлайн - инструмент фокуса, не наказания.

До запуска две недели. В офисе MurSoft кризис: ничего не готово. Котяша заснул на клавиатуре (на его экране горит сообщение об ошибке). Лапка переделывает дизайн. Снова. Кисель нашёл 47 потенциальных багов. Бусинка хочет добавить персональные рекомендации для каждого кота. Сэр Пушингтон сидит на подоконнике и вздыхает.

Мурислав понимает: срок срывается.

Первое, что он НЕ делает: не начинает на всех орать. Вместо этого он спокойно вылизывается, демонстрируя хладнокровие.

Второе, что он ДЕЛАЕТ: потягивается и вызывает ретроспективу прямо посередине проекта. Mid-спринт ретро - звучит это, конечно, неформально, но сейчас это необходимо.

Анализ Мурислава: слушайте, мы не учли вот что. Фаза сна после обеда. Да, я про 15:00, когда все котики хотят спать. Мы планировали, что котики будут работать full time по 8 часов, а они спят половину дня. Мы не учли, что дизайн нельзя менять каждый день. И мы попытались сделать слишком много фич для P1.

Мурислав вспоминает главный принцип Беркуна: пропущенный срок - это не конец света, если ты понимаешь, почему ты его пропустил. Есть срывы, которые можно объяснить, и есть срывы, которые происходят, потому что никто ничего не планировал вообще.

Мурислав принимает жесткие, но необходимые корректирующие меры - обрезает P2 и P3 вообще и переносит их в следующие спринты. Котяша будет работать только в пиковые часы (с 10:00 до 14:00 и с 17:00 до 20:00). Лапка может редизайнить только один элемент в день (максимум). Кисель тестирует только критические сценарии, пока проект не стабилизируется.

И проект сдвинулся! Не на неделю вперёд, конечно, но на два дня. Тоже победа!

Беркун сказал бы - это называется реальный менеджмент.

Глава 4. Мяу, всё сломалось! Ошибки неизбежны, реакция команды - вот что важно.

За три дня до релиза FishApp падает. Белый экран на всех устройствах.

Рабочий чат выглядит так:

  • Бусинка: 😱😱😱
  • Лапка: ЭТО БЫЛА МОЯ ОШИБКА???
  • Котяша: (нет сообщений, вероятно спит)
  • Кисель: Я ГОВОРИЛ, ЧТО НУЖНО ТЕСТИРОВАТЬ!
  • Сэр Пушингтон: читает обсуждение и пьёт чай

Мурислав не паникует, он читал Беркуна. Протокол кризисного реагирования Беркуна: успокойся, оцени проблему и привлеки нужных котиков для ее решения.

Дальше происходит красивое: Кисель моментально ныряет в логи, Котяша просыпается и начинает смотреть код. Лапка понимает, что это не её ошибка (ей хочется плакать от облегчения). Сэр Пушингтон предполагает проблему с кешированием, и просит проверить обновился ли контент на CDN.

И вот - баг найден! Контент на CDN не обновился, потому что кто-то забыл переменную окружения. Кто забыл? Никто не спрашивает. Потому что Мурислав уже выучил, что блейм-культура убивает команду.

Вместо этого Мурислав говорит:

Хороший проект - не тот, где нет багов, это вообще невозможно. Хороший проект - тот, где коты не дерутся, пока баги правят, а работают как одна команда. Вот как мы сейчас.

Чтобы эти уроки не исчезли в омутах кошачьей памяти, Мурислав вводит еще один инструмент Скотта Беркуна - Чёрную Книгу. Это живой документ с извлечёнными из ошибок уроками.

Царапина №1: грабли.

  • Суть ошибки: неправильная переменная окружения для CDN.
  • Последствия: контент не обновлялся, хотя в коде (по мнению Котяши) всё было правильно.
  • Как предотвратить: добавить проверку в CI/CD. Каждый деплой должен валидировать переменные окружения.
  • Кто нашёл: Сэр Пушингтон (потому что опыт, как известно, с молоком кошкаматери не приходит, но с годами накапливается).

Глава 5. Быть главным Котом, а не главным Мудакотом. Руководитель вдохновляет, а не командует.

Утро, совещание. Проект на финишной прямой. Мурислав больше не командует - он направляет. Вместо четкого указания Мурислав задает вопрос, переключая фокус на команду: ребята, нам нужно до вечера проверить все критические флоу, убедиться, что платежи работают, и сделать финальный чек дизайна. Что вам нужно от меня, чтобы это произошло?

Ответы приходят незамедлительно. Котяша: мне нужна финальная спека по ошибкам платежа! Лапка: мне нужна ОС от Киселя о том, что я могла не заметить. Кисель: мне нужно поесть.

Так Мурислав создал среду, где можно признаться в потребности (или ошибке), не боясь наказания.

На ретроспективе Лапка находит в себе силы, чтобы сказать: слушайте, я переделала дизайн кнопки 15 раз. И это было бесполезно. Я просто не понимала, какой результат нужен.

Все замерли в ожидании, что её поругают, но Мурислав спокойно отвечает: спасибо, что ты это сказала. Значит, нам нужно было лучше обсуждать требования ДО того, как ты начала работать. Я беру это на себя. В следующем проекте мы сделаем это по-другому.

Вот что происходит: Лапка перестаёт защищаться, начинает учиться и команда становится сильнее. Менеджер, который прячет свои ошибки, учит команду делать то же самое. Менеджер, который признаёт свои ошибки, создаёт культуру честности.

Финал: миска наполнилась

День Х, за 13 минут до дедлайна - FishApp запущен в продакшн!

Приложение работает. Немного медленно, да. Дизайн не идеален, да. Но оно работает. Оно простое, понятное, и (пока что) не падает . Заказчик мурчит от счастья, уже в первый час работы приложения пользователи заказали 500 рыбов.

А что же команда? Котяша уснул на клавиатуре. На его экране гордо светится: deploy successful. Лапка смотрит на экран и улыбается - её дизайн не был переделан 47 раз впустую. Каждая итерация куда-то привела. Кисель проверяет логи и не находит критических ошибок. Он немного разочарован, но довольный. Сэр Пушингтон с подоконника произносит мудрое заключение:

Главное - не код. Главное - мур, который остался в команде.

Мурислав делает финальную запись в Чёрную Книгу:

Проект: FishApp

Результат: ✅ Запущено вовремя

Важные уроки проекта:

  • Priority 1 спасает проекты
  • Коммуникация важнее собраний
  • Коты работают лучше, если спят днём
  • Ошибки - не беда, если они учат
  • Команда важнее процесса

Послесловие

События в MurSoft показали, что принципы Скотта Беркуна универсальны и работают даже в условиях кошачьего хаоса. Ниже представлены Пять ключевых принципов управления проектами, подтверждённых практикой кошачьего менеджмента.

Управление - это не тотальный контроль, это забота. Менеджер - это тот, кто усиливает возможности других, умеет слушать и направлять в правильную сторону.

Команда важнее процесса. Реальный результат зависит от людей и их способности работать вместе. Команда, которая доверяет друг другу, всегда создаст проект лучше, чем та, что полна конфликтов.

Планы должны быть гибкими и адаптивными. Priority 1 существует не потому, что всё остальное неважно, а потому, что нужно точно знать, что делать, когда всё идёт не по плану.

Коммуникация - это регулярные, короткие, честные и ясные разговоры. Как твои дела? Чем я могу тебе помочь? Где мы застряли? - три вопроса, которые могут спасти ваш проект.

Ошибки - не беда, а уроки. Заведите свою Чёрную Книгу - сборник уроков, извлечённых из провальных (и не только) проектов.

Эпилог

Когда вы станете менеджером, и всё вокруг будет гореть, и дедлайны будут срываться, и люди не будут слышать друг друга - вспомните про котов MurSoft.

Вспомните про Мурислава, который не кричал, а слушал. Про Котяшу, которому дали спать, когда нужно, и он работал лучше. Про Лапку, которой дали фидбек вместо критики.

Эта история - простое применение того, что Скотт Беркун понял за девять лет в Microsoft, в формате кошачьего менеджмента.

🐾 Спасибо, что прочли эту историю до конца! Я прекрасно осознаю, что это не типичный контент для данной площадки, но мне хотелось сделать обзор книги именно в таком формате.

Мой тг 👉 @hr_dushnila

Начать дискуссию