"РЕАЛЬНОСТЬ v.1.0" - сериал о том, как ваш мозг создает мир, которого нет.
ЭПИЗОД 1: Исходный код вселенной
Что, если всё, что вы видите, слышите и чувствуете — всего лишь иллюзия? Сложная, идеально проработанная, но всё же симуляция?
Добро пожаловать в расследование, которое перевернет ваше представление о реальности. В этом сериале мы проверим одну из самых смелых гипотез современной науки: мир, который вы знаете, — не данность. Это сложнейшая симуляция, которую ваш мозг генерирует в реальном времени.
Прежде чем нажать "Play", запомните: после этого эпизода вы уже не сможете смотреть на окружающий мир прежними глазами.
Итак, погружаемся. Эпизод 1: "Исходный код Вселенной".
Вы смотрите на экран. Видите буквы, чувствуете его холодок, слышите гул компьютера. Всё это кажется таким настоящим, очевидным, незыблемым. А что, если это всего лишь интерфейс? Удобная, красочная оболочка, скрывающая куда более странную и пугающую реальность?
Мы начинаем наше расследование. И сегодня мы идём к истокам. Мы узнаем, из чего же сделан «исходный код» мироздания.
СЦЕНА ПЕРВАЯ: КВАНТОВАЯ КУХНЯ, ГДЕ ВСЕГО МНОГО, А НИЧЕГО НЕТ
Забудьте на минуту про деревья, планеты и людей. Отмотайте всё назад, к самому началу. К тому, что учёные называют квантовым вакуумом.
Представьте себе абсолютно пустое пространство. Но это не пустота в нашем понимании. Это кипящий, бурлящий «океан» виртуальных частиц. Согласно принципу квантовой неопределённости Гейзенберга (1927 г.), на таких масштабах энергия и время не могут быть точно определены одновременно. Частицы и античастицы (например, электрон и позитрон) постоянно рождаются из ниоткуда и тут же аннигилируют, исчезая в никуда, «одалживая» энергию у самого пространства-времени на крошечные доли секунды (порядка 10^-21 секунды для виртуальных электронов). Это не метафора — это наблюдаемый физический эффект, квантовые флуктуации, подтверждённый, например, эффектом Казимира (1948 г.): две близко расположенные металлические пластины в вакууме притягиваются из-за того, что между ними рождается меньше виртуальных частиц, чем снаружи. Это и есть фундамент, на котором стоит всё.
Здесь царят правила, ломающие наш здравый смысл. Элементарная частица здесь — это не шарик, а скорее размазанное «облако вероятности», описываемое волновой функцией (Ψ). Она не имеет конкретного положения, импульса или спина. Она существует в призрачном состоянии суперпозиции — сразу во всех возможных состояниях сразу. Она и здесь, и там, и вращается так, и эдак. Одновременно. Пока вы не посмотрели.
Классический мысленный эксперимент — «Кот Шрёдингера (1935 г.)». Кот в ящике с ядовитым газом, который может высвободиться при распаде радиоактивного атома (квантовое событие), одновременно и жив, и мёртв. Его состояние «схлопывается» в одно конкретное только при открытии ящика (акт наблюдения).
Согласно доминирующей «Копенгагенской интерпретации» (Бор, Гейзенберг, середина 1920-х), не существует никакой определённой реальности до акта измерения. Реальность проявляется в процессе взаимодействия. Но «измерение» — это не обязательно взгляд учёного. Это любое взаимодействие с другой частицей, полем, детектором — процесс, называемый декогеренцией. В этот момент волновая функция «коллапсирует» — «облако» схлопывается в одну-единственную точку с конкретными свойствами. Из мира «возможного» оно переходит в мир «актуального», фиксированного.
Так и вся наша Вселенная до момента взаимодействия — это гигантский, вращающийся «кот Шрёдингера». Бесконечное поле potentials, «исходный код» реальности, написанный на языке вероятностей и матриц.
Вывод первой сцены: Основа всего сущего — не вещество, а вероятность и информация. Это бесформенный, но невероятно мощный потенциал. Это ещё не реальность, а её бесконечная чёрно-белая плёнка, на которой проявлено сразу всё. Но без «проявки» — взаимодействия — нет картинки.
СЦЕНА ВТОРАЯ: ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ВО ТЬМЕ. ЭВОЛЮЦИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ
Итак, у нас есть «кухня» — квантовое поле с его бесконечными возможностями. Но потенциалу нужен актуализатор. Возможности нуждаются в том, кто их реализует. Нужен Наблюдатель.
Но не спешите представлять себе человека. Первым наблюдателем было нечто гораздо более простое и древнее.
Около 4 миллиардов лет назад в «первичном бульоне» молодой Земли, в условиях, гипотетически воссозданных в эксперименте Стэнли Миллера и Гарольда Юри (1953 г.), из неорганических веществ возникли первые органические молекулы. Затем — первая протоклетка (гипотеза липидного мира): липидный пузырёк с самореплицирующейся цепочкой РНК внутри — примитивным носителем информации. Она не умела думать или чувствовать. Но она уже могла реагировать и взаимодействовать через свою полупроницаемую мембрану. Она «ощущала» химический градиент (разницу в концентрации молекул), используя его для хемотаксиса — движения. Это было первое, примитивное «измерение». В момент этого взаимодействия квантовая неопределённость химических процессов на её границе чуть-чуть «схлопывалась», приобретая конкретику для неё самой.
Это был первый, грубый, но невероятно важный акт рендера. Бессмысленный поток физики и химии впервые приобрёл некий «смысл» для крошечного кусочка жизни: это — полезно (приближаться), а это — вредно (удаляться).
С этого момента эволюция превратилась в гонку вооружений за лучшее «зрение» — за более точное и быстрое взаимодействие с миром.
- Появились специализированные белки-рецепторы, чувствительные к свету — родопсины. Уже у древних цианобактерий (3.5 млрд лет назад) они регулировали фотосинтез.
- Возникли механорецепторы, реагирующие на вибрации (давление, звук) — предки будущего слуха и осязания.
- Нервная система — от диффузной нервной сети (нервного сплетения) у кишечнополостных (гидра, 600 млн лет назад), до централизованного мозга у рыб, амфибий и, наконец, млекопитающих — стала тем биологическим «железом», которое позволяло обрабатывать всё больше данных и строить всё более детальные и прогностические внутренние модели мира (theory of mind в широком смысле).
Мозг не был «запланирован». Он стал побочным продуктом этой гонки, её высшим достижением. Мощнейшим природным инструментом для взаимодействия с квантовым полем. Сверхсложной видеокартой для рендера реальности в режиме реального времени.
Вывод второй сцены: Жизнь — это процесс, который постепенно научился «схлопывать» квантовые вероятности, превращая их в свою собственную, субъективную реальность. Эволюция — это история усложнения «рендер-движка». От примитивной химической реакции до человеческого мозга, способного рендерить не только цвета и звуки, но и абстрактные понятия, смыслы и даже самоосознание.
А на следующей неделе: Мы подобрались к главному подозреваемому. Как же работает этот «рендер-движок» под названием мозг? Что скрывается за привычными образами, которые мы видим каждую секунду? Вы узнаете, почему ваши глаза — это слепые датчики, а не камеры, и как мозг редактирует реальность, вырезая из неё целые куски.
В следующем эпизоде: «ТЁМНАЯ КОМНАТА СОЗНАНИЯ». Мы заглянем внутрь черепа и узнаем, как 1.4 кг розовой массы создаёт всю вашу Вселенную.