M&A и выходы инвесторов

M&A и выходы инвесторов

2020 год довольно сильно ударил по бизнес-активности в России: всемирная пандемия, обвал цен на нефть, резкое ослабление рубля, колебания на сырьевых рынках и напряженные настроения в мировой политике. Все это привело к снижению активности российских инвесторов. Главной трудностью стало определение цены активов в условиях экономической неопределенности. Также ощутимо замедлилась скорость принятия решений по сделкам.

Поэтому в прошлом году рынок M&A в России показал рекордное падение почти в 40% — до $33,5 млрд. Но затем период падения, продолжающийся в течение трех кварталов 2020 года, в четвертом сменился ростом. Суммарный объем сделок составил $13,8 млрд, что на 13,6% больше, чем в том же квартале допандемийного 2019 года.

<i>Изображение взято с сайта медиа «Коммерсантъ»</i>
Изображение взято с сайта медиа «Коммерсантъ»

В 2020 году почти половина от общей суммы сделок приходилась на девелопмент и строительство ($2,28 млрд), заметные поглощения также случились в химической промышленности ($0,9 млрд) и торговле ($0,69 млрд). Также в первой половине прошлого года наблюдались крупные сделки в IT-секторе, машиностроении и ТЭК. Но многие эксперты отмечают, что потенциал IT-индустрии пока остается недооцененным.

Несмотря на патовый 2020 год для сферы M&A в России, уже в мае этого года, по данным «Финмаркета», глобальный объем сделок по слияниям и поглощениям превысил $500 млрд третий месяц подряд. В результате с начала 2021 года показатель достиг $2,4 трлн, а это на 158% превышает показатель за январь-май 2020 года.

Руководитель практики услуг по стратегии и сделкам в СНГ консалтинговой компании Ernst & Young (EY) Алексей Иванов считает, что российский рынок слияний и поглощений переживает период стремительного роста и 2021 год обещает быть крайне удачным с точки зрения сделок.

M&A в России в 2021 году

Сейчас рынок, по мнению многих экспертов, переживает настоящий бум. Поскольку те игроки, которые выжили во время пандемии, и продолжают эффективно развивать свои компании, имеют возможность покупать дистресс-активы или тех конкурентов, которым повезло меньше.

По мнению специалистов консалтинговой компании EY, сейчас повысился спрос на все, связанное с цифровыми технологиями, online и экосистемами. Многие компании берут пример с самых крупных игроков на рынке, типа «Яндекса», Mail.ru и «Сбербанка», и тоже идут по пути создания своих собственных экосистем. Поэтому интерес закономерно будет вызывать все, что касается цифровых активов и экосистем.

На данный момент во всем мире, включая Россию, продолжает увеличиваться общее количество мегасделок, которые превышают $10 млрд. Поэтому многие специалисты предрекают отечественному рынку M&A наличие большого количества крупных сделок в 2021 году.

M&A vs прямые инвестиции

Правильный выбор стратегии M&A позволяет достигать множество различных целей. Это не только рост показателей, но и снижение рисков или вывод бизнеса из сложного положения. Также поглощения — это один из способов выхода из прямых инвестиций.

Сделки M&A целесообразны в том случае, если они дают эффект синергии: капиталы компаний вместе могут принести больше доходность, чем по отдельности (1+1=3). Цели могут быть такими: избавление от неэффективных активов, диверсификация бизнеса, извлечение дополнительной прибыли, приобретение патентов приобретаемой компании для новых продуктов.

Основная цель Kokoc Group — диверсификация продуктов, ведь мы оказываем услуги 360° digital. В случае прямых инвестиций — инвестор получает долю в уставном капитале предприятия не менее 10%. Приобретение доли в капитале предприятия не менее этой величины дает возможность непосредственно участвовать в управлении предприятием и влиять на проинвестированный бизнес. Если вам просто нужен капитал для развития бизнеса, но не нужны ресурсы другого участника рынка, имеет смысл выбрать прямые инвестиции.

Александр Шокуров

Советы эксперта: как создать такую компанию, чтобы достичь M&A

3 основных совета от генерального директора агентства комплексного интернет-маркетинга Profitator Владимира Лоскутова.

Инвесторы покупают будущее, поэтому:

  • У компании должно быть конкурентное преимущество на рынке, которое позволит реализовать возможный потенциал.
  • Реальное наличие этого потенциала.
  • Успешные кейсы решения подобных задач, которые подтверждают экспертизу команды.

M&A в Kokoc Group

Сделки M&A в компании проходят с 2011 года, за этот период было приобретено несколько проектов, создающих продукты. В 2013 была куплена доля в компании Media Guru, в мае 2016 года Kokoc Group вошел инвестором и управляющим партнером в специализированную партнерскую сеть ГдеСлон, в 2018 году Kokoc инвестировал и осуществил вход в управление партнерской программой Get4Click. Из последних сделок M&A (2020 год) — технологическая платформа по продвижению объектов недвижимости na100.pro.

А также с коллегами из агентства по размещению интернет-рекламы Redil сложилось стратегическое партнерство, в котором можно выделить 3 этапа:

1 этап — тестирование команды агентства на предмет экспертизы и масштабирования;

2 этап — интеграция Redil в группу компаний;

3 этап — выход Kokoc Group на рынок Германии с digital-продуктами.

Мы очень довольны сотрудничеством с Kokoc Help в рамках данной программы. Сейчас мы являемся партнерами, входящими в группу компаний Kokoc. Выполняем задачи для клиентов, определенного ценового сегмента. Поток клиентов хороший, проекты интересные и, нужно отметить, что команда просто великолепная. Наше агентство испытывает "вторую молодость" и очень замотивировано на долгосрочное сотрудничество.

Антон Охрименко

Если вы готовы стать нашим партнером или давно задумываетесь об M&A, то заполните форму на сайте, а затем наши специалисты оперативно свяжутся с вами.

1
Начать дискуссию