Когда работа — это игра: наша философия геймификации
Признаться честно, есть у меня одна большая страсть, которая пронизывает всю мою жизнь, – это магия игр. Неважно, настольные ли это баталии с детьми, где каждый ход наполнен смехом и стратегией, или любое другое соревнование, на которое хватает сил и азарта. Это не просто досуг. Это погружение в невероятно ритмичный, мощно мотивирующий мир, способный вырвать из цепких объятий неразрешимых дилемм, когда шторм проблем захлестывает с головой. В этой предвечной арене всё ясно: правила оглашены «на берегу», нет коварных перемен, что в один миг обесценят приложенные усилия. Люди, ведомые невидимой нитью, с поразительной лёгкостью отдаются во власть этих игровых миров.
Эту философию, это глубокое убеждение, мы бережно перенесли в самое сердце нашей компании. Мы возвели её в ранг незыблемого правила: отныне любое изменение, любая потребность в достижении новых горизонтов, проходит сквозь призму игры. Требуется освоить новый инструмент? Мы запускаем игру: кто первым достигнет мастерства, кто не только сам познает его тайны, но и протянет руку помощи товарищу. Нужно покорить новые вершины в звонках или продажах? Тут же вспыхивает доска рейтинга, где каждый видит путь к цели, где делятся секретами успеха.
Оглядываясь на наш путь, проложенный геймификацией, я с уверенностью могу заявить: даже самые суровые, казалось бы, не склонные к подобным забавам, конструкторы и аналитики включаются в эту игру. Их пробуждает, как минимум, неугасимое желание доказать окружающим своё превосходство.
Но чтобы магия игры раскрылась в полной мере, необходимы определённые «ключи». Вот они:
1. Путь Шагами, Частые Касания. Игра – это не марафон к единственному, далекому финишу. Она должна быть разделена на этапы, отмеченные частыми «касаниями» с игроками. Помимо главного приза в конце, нужны промежуточные поощрения по итогам малых итераций. Иначе пламя азарта может угаснуть, а победа покажется призрачной и недостижимой.
2. Корона для Единственного. Как в любой истинной игре, должен быть явный, неоспоримый победитель. Попытка уравнять результаты в конце – это удар по самому фундаменту игрового мира, его крах. Для многих тогда он лишится всякой привлекательности, ведь чем это будет отличаться от реальной жизни, где порой усилия обесцениваются? Зачем тогда прыгать выше головы, когда достаточно лишь выполнять «букву» должностной инструкции?
3. Эстетика, что Зовёт. И, конечно, последний, но не менее важный штрих – это визуализация, которая пленяет взгляд и говорит сама за себя. Мы ведь и в магазине выбираем товар по упаковке, чувствуем, «легла она на душу» или нет.
Архитектура такой игры создаётся удивительно просто. Сначала мы чётко обрисовываем «Точку А» – наше текущее положение. Затем визуализируем желаемый результат – заветную «Точку Б». Этот путь мы делим на временные отрезки – недели или дни, предвосхищая срок достижения цели. Разбиваем на этапы, прописывая ожидаемый итог каждого. И лишь потом приходит самый увлекательный момент – наложение игровой «оболочки»: рождение мира, его правил и артефактов геймификации – игровое поле, фишки, имена команд и этапов, вдохновляющий девиз, цифровая «витрина» и, конечно, визуализация наград, которые будут ждать героев.
Но даже самая продуманная игра – лишь механизм без искры, если нет искусного Ведущего и заботливых Администраторов. Они – хранители огня, которые «пушат» игру, неустанно подогревая интерес, не давая ему угаснуть. У нас был даже случай, когда для поддержания боевого духа и витаминного тонуса команд мы просто наполнили офисы ящиками сочных мандаринов – небольшой, но такой важный штрих к портрету живой игры.