Театральный этикет в Тбилиси: все что нужно знать о правилах лицезрения драмы и оперы
Тбилиси – город, где театр по-прежнему воспринимают всерьёз. Здесь зрители не просто «ходят на спектакль», а совершают почти ритуальное действие: слегка приподнимаются над повседневностью, чтобы приобщиться к прекрасному. При этом никто не требует от вас смокинга или вечернего платья (все-так XXI век на дворе). Главное – чувство меры. Вечер в театре не повод превратиться в новогоднюю елку, но и не момент для кроссовок и шорт. Особенно если вы направляетесь в Театр оперы и балета имени Палиашвили или театр Руставели – эти заведения не терпят легкомысленных нарядов. Здесь всё по-взрослому: высокая публика, высокий стиль и высокое искусство.
Если решите идти в оперу, заранее изучите сюжет – субтитры чаще всего будут на грузинском, и вряд ли вы захотите тратить арии на догадки. Кстати, для тех, кто привык считать «галерку» местом для отчаянных экономистов, в театре Палиашвили, например, отличная видимость по всему залу.
Впрочем, театральная карта Тбилиси не исчерпывается бархатом, позолотой и меццо-сопрано. Есть и камерные жемчужины – например, Театр Габриадзе, где пространство будто сжато до человеческого масштаба, а сцена живет дыханием кукол. Видимость прекрасная с любого места. А за соседней дверью зрителей ждет возможность продолжить погружение в удивительный мир маэстро – Café Gabriadze, где интерьеры украшены оригинальными сюжетами и исполнены в миниатюрной керамикой рукой самого Резо. Кроме того, здесь можно попробовать щедрую и элегантную грузинскую кухню – вне пресловутых туристических шаблонов. Великолепное место.
Что ж – к ритуалу.
В театр приходят заранее: за двадцать минут, а лучше за тридцать. Сдаете пальто, берёте программку, отключаете телефон. Это три акта вступления, без которых вечер не состоится.
К своему месту проходите лицом к сидящим, тихо извиняясь или просто вежливо кивая. Занимайте места до третьего звонка: если вы в середине ряда – приходите раньше, если у прохода – можете позволить себе пару минут форы.
Сидите прямо, не закидывайте ногу на ногу, не шуршите пакетами и не превращайте программку в веер. Даже если в зале душно, вы ведь не в метро. И помните: театральный бинокль предназначен для сцены, а не для соседей – если только вы не персонаж XIX века.
Во время спектакля – тишина. Никаких разговоров, комментариев и звонков. Даже если сцена затянулась, а актер кричит на вас слишком убедительно – это не повод шептаться. Уходить посреди действия – совсем моветон. Дождитесь антракта, и тогда только выплывайте в фойе с чувством выполненного долга.
Антракт – время для коротких разговоров, шампанского и лёгкой социокультурной дипломатии. В фойе можно смотреть выставки, обсуждать постановку, но не себя в зеркале. Если нужно что-то поправить – туалетная комната к вашим услугам.
Аплодисменты – тоже искусство. В театре можно хлопать между сценами, но с чувством меры. А вот на концертах классической музыки между частями произведения этого не делают – это священная пауза. В конце спектакля – не скупитесь. Если вам действительно понравилось, встаньте. Это высшая форма признательности.
И наконец: не бегите к гардеробу сразу после занавеса. Дождитесь, пока артисты завершат поклоны и выходы на бис, а занавес закроется окончательно. Театр не терпит суеты. Это всё-таки место, где каждое движение должно быть осмысленным – даже то, как вы надеваете пальто и выходите в прохладный тбилисский вечер.