Профессии, которые ИИ никогда не заменит. (Записки из уездного будущего)
Мир стремительно меняется, именно поэтому сейчас трудно утверждать, что какая-то профессия навсегда останется только за человеком. Развитие искусственного интеллекта вызывает тревогу даже у тех, кто еще в начале XXI века был уверен: «мою работу роботы не заменят». Сегодня же кажется, что машины способны проникнуть во всё от дизайна и медицины до поэзии. Давайте попробуем порассуждать: какие профессии всё же пока недоступны для ИИ?
Мы не будем спорить о том, какие профессии останутся навсегда. Вместо этого посмотрим, какие навыки стоит развивать, если вы переживаете за будущее своей работы или просто любите читать о технологиях и интересуетесь миром вокруг.
Для начала обратим внимание на сферу, которую можно назвать «Профессии Доверия». Это те области, где решающую роль играют репутация, личный контакт, сила слова и умение убеждать не только аргументами и цифрами, но и эмоциями, эмпатией. Сюда можно отнести, например, переговорщиков и психологов.
Переговорщик сопровождает сделки и помогает достигать договоренностей, которые в бизнесе или политике должны в идеале приводить к ситуации win-win (или хотя бы так выглядеть). Сегодня сделки всё еще заключают люди: искусственный интеллект может обработать колоссальные массивы информации, рассчитать риски и выгоды, но он лишен красноречия и живых ораторских навыков.
Кроме того, человек-переговорщик способен считывать эмоции и потребности другой стороны, гибко подстраиваться под темп дискуссии. И самое важное – понимать собеседника «по-человечески», ведь у него есть личный и профессиональный опыт, который помогает находить точки соприкосновения. А вот у ИИ такого опыта просто нет.
С психологами ситуация ещё сложнее. Уже сегодня СМИ по всему миру пишут о том, что многие люди начинают общаться с чат-ботами как с терапевтами. Тем не менее, эта профессия по-прежнему остается в категории «Доверия»: трудно представить, что живое общение утратит ценность даже при дальнейшем развитии технологий. Более того, чем глубже ИИ будет проникать в нашу жизнь, тем выше может стать спрос на живых специалистов.
Есть вероятность, что услуги психолога превратятся в нечто сродни сегменту «люкс». Ведь доступ к чат-боту сегодня может получить почти каждый, достаточно интернета и подписки. Однако настоящая встреча с человеком, где час работы стоит столько же, сколько месяц использования ИИ, будет оставаться выбором тех, кто ценит подлинное внимание и личный контакт.
Следующая категория – «Профессии Смысла». К ним можно отнести предпринимателей, продюсеров и политиков: людей, которые принимают решения, берут на себя риски и несут ответственность. С первыми двумя всё относительно ясно: пока существует капиталистическая система и возможность создавать новые проекты и бизнесы, такие профессии будут востребованы.
Интереснее обстоит дело с политиками. В Албании уже появился первый цифровой ИИ-политик, однако возникает ключевой вопрос: как проверить, что решения действительно принимает машина, а не люди, прикрывающиеся технологией ради собственных интересов? Чтобы подобная система могла работать честно, она должна быть абсолютно прозрачной и контролируемой гражданским обществом. Необходимы открытые отчеты и публикация тех расчетов, на основе которых ИИ принимает решения.
И всё же история человечества показывает: стремление к власти слишком глубоко укоренено в людях. Поэтому вероятность того, что политические посты добровольно уступят машинам, минимальна. Люди из группы «Профессий Смысла», скорее всего, сохранят своё место в мире надолго.
Рассмотрим группу «Профессии Сцены». Это актеры театра, стендап-комики, сатирики, те, кто работает с живым залом. Представьте стендапера, который замечает во втором ряду зрителя в зеленом пиджаке и тут же перестраивает шутку, играя на импровизации.
Да, в цифровых пространствах: в кино, социальных сетях или блогах, ИИ-актеры и виртуальные комики уже могут выглядеть весьма реалистично, иногда даже шутить (пусть пока и на любителя). Однако живое искусство не теряет своей силы. Люди продолжают идти в театр и на балет, в оперу и оперетту, на концерты и уличные выступления. Даже музыкант с гитарой в подземном переходе способен вызвать эмоции, которые машина воспроизвести не в силах.
К «Профессиям Сцены» можно условно добавить и такие специальности, как парикмахер и повар. Да, ИИ прекрасно знает тысячи рецептов и схемы причесок, но обладает ли он настоящим вкусом: как гастрономическим, так и эстетическим? Пока что нет.
Создать новое блюдо или подобрать прическу, которая подчеркнет индивидуальность конкретного человека, – это искусство тонкое и личное. Здесь важны интуиция, настроение, творческий почерк мастера. Даже если технологии однажды начнут проникать в эти профессии, произойдет это не скоро. Ведь далеко не каждый согласится доверить свою внешность алгоритму. Всегда будут люди, которые ценят любимые рестораны за неповторимый стиль шеф-повара, а парикмахерские за руку мастера, которому можно довериться без слов.
И, наконец, последняя и, пожалуй, самая важная группа – «Человеческие Профессии». Это то, что нельзя заменить: быть родителем, другом, близким человеком. Всё то, что не оплачивается, но имеет наибольшую ценность.
Машина хорошо справляется там, где важны алгоритмы и процедуры. Но там, где главную роль играют отношения, способен быть только человек. В новом мире, где искусственный интеллект берёт на себя расчёты и формулы, именно люди остаются хранителями смыслов.
Если вам интересно составить список тех, кого ИИ заменит завтра – смело пишите.
Автор: Максим Ильин