Agile: теория заговора
Последние два года я огнем и мечом меняю в командах подход к управлению проектами и продуктами с классического или какого-нибудь самобытного на гибкий – тот самый Agile.
Agile – это система ценностей, на которой основаны несколько методологий управления разработкой продуктов. Вместо того, чтобы долго создавать что-то большое и очень качественное, предлагается сначала создать что-то простенькое, так сказать, на коленке, и убедиться что на этом действительно можно заработать. Дальше — постепенно работать над повышением качества и усложнением функционала или увеличением ассортимента продуктов.
Чаще всего моя работа очень напоминает мультик «Крылья, ноги, хвост», где я участвую в роли грифа. "Полетели", — говорю командам, а они бегут. Но настойчивости мне не занимать, поэтому рано или поздно мы находим способ договориться. Чаще всего драма заканчивается настройкой регулярного менеджмента, которая радует и команду, и заказчика, ну и меня. И тогда я отправляюсь сеять доброе и светлое в следующую команду.
На самом деле никакого противостояния между каскадом (классический проектный подход) и скрамом (методика гибкого управления) нет. Потому что нормальные менеджеры проектов знают, что управление неопределенностью — это часть управления проектом. И одним из частных случаев управления неопределенностью является методика Скрам.Например, когда перед нами неопределенность, характеризующаяся высокой неоднозначностью, то есть в которой сложно установить причинно-следственные связи между событиями, есть всего 3 эффективных стратегии работы. Последовательное уточнение, эксперименты и прототипирование. Все три стратегии в сумме дают методологию Скрам или ее масштабированные версии.
Короче, мне постоянно приходится рассказывать командам сказку про то, как в феврале 2001 года лучшие воины-разработчики собрались на курорте в штате Юта, и в ходе непродолжительных попыток удивить друг друга лучшими практиками создали манифест из 4 ценностей и 12 заповедей. А потом уже на основе этого манифеста и фреймворков всяких насочиняли такое, что разработчикам во всем мире стало жить гораздо лучше.
И вот я подумал такую вещь. Нафига им было вообще делиться друг с другом конкурентными преимуществами? И тем более пулять в мир, чтобы все начали жить по их заветам? Причем очевидно что многим продуктам ни пришей — ни пристегни ни экстремальное программирование, ни бережливое производство, ни гибкое управление.
И тогда я вспомнил, что в американской стартап среде очень важно не столько создать единорога, сколько продать его подороже, пока он совсем младенец, а затем еще и еще. Такой вот рынок инноваций.И как вам такая идея? Для того, чтобы консалтинговые агентства могли ставить более низкие оценки управленческих рисков, а банки могли охотней давать инвесторам деньги под меньший процент и была придумана эта конференция и аджайл и все гибкие методологии управления.
Не чтобы командам было удобней и быстрее, а чтобы любая аудиторская компания могла прийти в стартап, и по формальным признакам поставить галочки напротив всех событий, которые предусмотрены фреймворком Скрам. Сказать, кому надо, что качество управления на уровне А, и значит можно продать подороже.
Ну а дальше пошло-поехало. Стало ясно, что все это можно еще и сертифицировать бесконечно, и обучать всех, кого только можно. Соответственно, появились гильдии, институты и тренеры для каждого фреймворка, а вместе с ними — целый рынок.Такая вот теория заговора. Пока мы тут на земле пытаемся натянуть сову на глобус, настоящие парни колотят состояния на консалтинге.
Интересно, что у нас на родине всем вообще пофигу, как там команда управляется… по скраму или нет, морковкой спереди или сзади...Одна надежда на здравый смысл. Ну или на качественный регулярный менеджмент.