Патентная чистота нейминга: какие названия не пройдут проверку Роспатента
Создание имени для бренда — это не только стратегия и творчество, но и юридический вызов. Яркое запоминающееся название может оказаться сомнительным, если его нельзя защитить как товарный знак. Главный ориентир в этом процессе — статья 1483 ГК РФ, содержащая полный список причин для отказа в регистрации товарного знака.
Рассмотрим, какие названия не смогут стать товарными знаками, на примерах из практики студии креативного брендинга Персонейм.
Абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации
При подаче заявки в Роспатент на регистрацию товарного знака существует вероятность столкнуться с двумя типами препятствий, на которые закон ссылается в статье 1483 ГК РФ:
- Абсолютные основания — связаны с самим подаваемым обозначением и его неспособностью индивидуализировать ваш товар или услугу.
- Относительные основания — возникают при конфликте вашего товара или услуги с правами других правообладателей.
Рассмотрим их подробнее на примерах.
1. Названия, не обладающие различительной способностью (п. 1 ст. 1483 ГК РФ)
Такие обозначения выводят из-под охраны товарного знака, если они не являются единственными в заявке и не занимают доминирующего положения. Это: описательные обозначения, указывающие на вид, свойство, состав, количество, ценность, место и способ изготовления; общеупотребимые символы и термины; обозначения, вошедшие во всеобщее употребление; форма товара, которая определяется свойством или назначением товара и др.
Описательные обозначения
- Прямые указания на видовую принадлежность товара: «Стул» для мебели, «Сладкий» для кондитерских изделий.
- Названия в превосходной степени («Лучший», «Первый», «Уникальный»).
- Наименования, состоящие только из общепринятых символов («100%», «Super»).
- Имена, указывающие на место производства товара.
- и т.д.
Пример риска: «Детский» для детских товаров — слишком общее понятие, не может принадлежать только одному производителю.
Успешная доработка: «Детский лепет» — создает новый образ, который выделяет товар для конченого потребителя.
Пример риска: «Соки Ставрополья» — прямое указание на продукт и место производства.
Успешная доработка: «Сочнополье Ставрополья» — неологизм с художественным образом, новое слово, которое может индивидуализировать данный конкретный продукт.
Общепринятые термины
- «Диктант» для образовательных услуг — общий термин. Регистрация такого слова нарушила бы права добросовестных конкурентов, которым необходим свободный доступ к этому термину для описания своей деятельности.
Обозначения, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида
- «Селёдка под шубой» — стало названием блюда, может также использоваться кем угодно.
Представляющие собой форму товара
- Обозначение, которое исключительно обусловлено функцией товара (например, попытка зарегистрировать форму бутылки, стандартную для данной категории напитков).
2. Названия, представляющие собой государственную символику (п. 2 ст. 1483 ГК РФ) и особо ценные объекты культурного наследия (п. 4 ст. 1483 ГК РФ)
Запрещена регистрация официальных названий, гербов, флагов, аббревиатур государственных органов и названий известных культурных ценностей (наследие ЮНЕСКО, например) без согласия собственника.
3. Названия, вводящие в заблуждение и противоречащие общественным интересам и принципам морали (п. 3 ст. 1483 ГК РФ)
Роспатент не зарегистрирует обозначения, носящие оскорбительный характер, пропагандирующие насилие, наркотики, или противоречащие моральным устоям. Название «на грани», использующее нецензурную лексику или аморальные образы, будет однозначно отклонено.
Согласно этому пункту статьи, не может быть зарегистрировано название, вводящее потребителя в заблуждение. Обозначение признается вводящим в заблуждение, если оно создает у потребителя неверное представление о существенных характеристиках товара или его производителе, что может повлиять на решение о покупке. Например, йогурт с названием «Клубничка» для молочного продукта, содержащего землянику, не будет соответствовать действительности и получит отказ в регистрации в качестве товарного знака в соответствующем классе МКТУ.
4. Названия, тождественные и сходные до степени смешения (п. 6 ст. 1483 ГК РФ)
Пункт 6 статьи 1483 ГК РФ защищает владельцев уже зарегистрированных знаков и заявок с более ранним приоритетом от недобросовестной конкуренции.
Суть: нельзя зарегистрировать знак, который совпадает или похож настолько, что потребитель может их перепутать, если эти знаки относятся к однородным товарам/услугам.
Критерии оценки:
- Тождество/сходство обозначений (зрительное, звуковое, смысловое).
- Однородность товаров/услуг (есть ли у потребителя ассоциация, что товары могут быть произведены одним и тем же лицом).
Пример риска: «Гав Котовский» товары для животных обладал риском отказа в регистрации по причине зарегистрированного в сходных классах МКТУ товарного знака «Котоффский». Оба обозначения построены на одной и той же идее — обыгрывании «кошачьей» темы и отсылке к известной исторической фамилии Котовский. Это создает общий ассоциативный ряд у потребителя. Оба слова являются искусственными фамилиями, образованными от корня «кот». Суффиксы «-овский» и «-оффский» практически не различаются, выполняют одну функцию и звучат достаточно похоже.
Успешная доработка: «Гав Котеич»: решение оказалось удачным, потому что оно системно устранило все виды сходства, выявленные в первом варианте названия. «Котеич» воспринимается как самостоятельное, фольклорное имя, а не как каламбур на основе известной фамилии. Это разрывает тот самый семантический узел, который связывал первоначальный вариант с мешающим знаком.
5. Географические названия и почему они под запретом (п. 7 ст. 1483 ГК РФ)
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, представляющие собой или содержащие элементы:
- наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом
- а также обозначения, сходные с такими наименованиями до степени смешения
- в отношении любых товаров, кроме тех, для которых такие наименования охраняются.
Проще говоря: если некое место (город, регион, село) официально прославилось своим уникальным товаром, вы не можете монополизировать его название в качестве своего личного бренда.
Пример риска: название «Башкирский мёд» — это одно из самых известных в России охраняемых наименований места происхождения (свидетельство № 10/1). Его уникальные свойства (вкус, аромат, состав) связывают с липовыми и разнотравными лесами Башкортостана и традициями местного бортничества.
Вывод:
Перед тем как вкладывать средства в брендинг, жизненно необходимо провести проверку названия на патентную чистоту. Такой анализ, который в студии Персонейм выполняется за 1-3 дня, позволяет оценить все риски и избежать финансовых потерь. В случае выявления препятствий мы дорабатываем название до патентной пригодности или предлагаем новые, уникальные варианты, готовые к успешной регистрации в Роспатенте.