Очень личные вещи: практика, память и язык текстиля
Очень личные вещи: практика, память и язык текстиля
Меня пригласили в Музей современного искусства «Гараж» в Москве в рамках их программы, посвящённой устойчивости и переосмыслению быстрой моды. Приглашение пришло от Александры Добрянской, куратора программы, которая обнаружила мою работу через Fashion Revolution. Она обратилась ко мне не за обычным модным воркшопом, а за тем взглядом, который я привношу — соединением устойчивости, эмоционального исследования и интимного языка рукоделия.
Мой воркшоп «Очень личные вещи: как превратить историю в ткань» вошёл в серию «Серьёзные отношения: переосмысление fast fashion». Цель программы — исследовать пересечение текстиля с искусством, ответственностью и памятью. Я пришла не учить людей шить, а спросить: Что мы держим при себе — и почему? Что мы штопаем, а что позволяем распуститься?
Почему я оказалась там
Меня пригласили потому, что моя практика бросает вызов традиционной структуре модного образования. С опытом в критическом дизайне и моде, я создаю среды, где процесс создания становится способом понимания. Я не следую линейной инструкции. Вместо этого использую медитацию, коллективное размышление и случайность. Я ввожу непредсказуемость — обмены, «кражу» идей, прерывания — потому что устойчивость не прямой путь; это цикл потери, открытия и возвращения.
В процессе воркшопа
Участники пришли с одеждой, несущей их истории — ничего нового нельзя было покупать, только отброшенные вещи, которые уже были готовы отправиться в мусор. Среди группы были текстильные художники, педагоги, историки и скептики. Но в созданном пространстве иерархия исчезла, и все начали распарывать швы. Мы должны разрушить, прежде чем перепридумать. Этот простой жест вызвал сильное сопротивление — и эмоциональное, и физическое — когда люди отказывались «портить» вещь.
Я ясно помню один момент. Одна участница усомнилась, возможно ли работать с двадцатью людьми за четыре часа, учитывая глубоко личные темы каждого. Но к концу она подошла ко мне и сказала, что не верила — и всё же каждый дошёл до внутренней ясности. Думаю, всё дело в структуре: она включает каждого, но даёт собственное время для раскрытия. И ткань в их руках помогла понять то, что нельзя было сформулировать словами.
«Я слышу — и забываю. Я вижу — и запоминаю. Я делаю — и понимаю.»— приписывается Конфуцию
Что мы создали
Созданные работы не были финальными объектами; многие унесли их домой незаконченными. Это было намеренно. Позже некоторые написали мне, что нашли ответы на вопросы, которые несли годами. Другие продолжили шить, позволяя времени открыть то, что слова не могли.
В этом воркшопе они материализовали то, что долго не могли выразить. Они создали напоминания, и текстиль стал свидетелем их внутренней трансформации — чтобы поддерживать их в дальнейшем самоисследовании.
Что это значило для «Гаража»
Музей «Гараж» сделал больше, чем просто принял воркшоп; он вступил в критический диалог. Они предоставили пространство, заботу и институциональное доверие. Они поняли: устойчивость — не тема. Это практика.
Не было подиума. Не было шоу. Не было финального экспоната. Осталась трансформация — тихая, внутренняя и необратимая. Участники ушли с прежним «мусором», который уже не был отходом — он стал началом другой, более глубокой истории.
Как представитель Fashion Revolution в России и член совета местной команды, я привношу идею этики в моду и потребление, и ответственности, которую мы берем, вводя любую вещь в свой гардероб. С этой мыслью я создаю направленные процессы — пространства, где принят хаос, и творчество разрешено во всех формах.
Почему эта работа важна — контекст fast fashion
В индустрии, определяемой ускорением, эта работа — сопротивление.
По данным Программы ООН по окружающей среде (UNEP):
- Ежегодно производится более 100 миллиардов предметов одежды.
- Каждую секунду грузовик текстиля сжигается или отправляется на свалку.
- К 2030 году потребление одежды вырастет на 63%.
На этом фоне такие воркшопы, как Very Personal Things, — не хобби. Это интервенции. Они возвращают медлительность туда, где правит скорость, и интимность туда, где царит анонимность.
Заключение — Создание как понимание
Эти встречи с тканью учат тому, что не подвластно языку.
Мы не штопаем одежду — мы используем её как медиум, чтобы понять себя.Через распарывание мы сталкиваемся с потреблением.Через стежок мы чтим память.Через коллективное создание мы переосмысляем ответственность.
В «Гараже» мы не проектировали моду.Мы проектировали понимание, память и ответственность.
Sources Referenced:
Sources Referenced:
Garage Museum. (2025). Very Personal Things: Practice, Memory, and the Language of Textiles. https://garagemca.org/event/wor%D1%84kshop-by-anita-gray
Fashion Revolution. (2023). Fashion Transparency Index. Fashion Revolution.
United Nations Environment Programme (UNEP). (2022). A new textiles economy.
Ingold, T. (2013). Making: Anthropology, archaeology, art and architecture. Routledge.
Fletcher, K. (2016). Craft of use: Post-growth fashion. Routledge.