Как выбрать свой путь в геймдеве?
Наверняка, каждый, кто любит видеоигры не раз задумывался о том, чтобы начать их создавать. Геймдев давно перестал быть гаражным хобби – сегодня это глобальная индустрия, в которой можно построить серьезную карьеру и найти дело всей жизни. Для тех, кто осознанно выбирает этот путь, сфера открывает уникальные возможности в реализации потенциала.
Однако многие, особенно молодые ребята, не знают, в какое направление податься, а их в игровой индустрии, мягко говоря, немало. Специально для вас, мы с коллегами разобрали несколько ключевых игровых профессий, чтобы помочь понять, какая из них подойдет именно вам.
В подготовке статьи принимали участие команда MPC, школа игровой разработки и компьютерной графики Scream School, а также Константин Сахнов – научный руководитель программы Менеджмент игровых проектов ВШБ НИУ ВШЭ и основатель Vengeance Games. Итак, начнем.
Геймдизайнер
Что за профессия?
Когда речь заходит о профессии геймдизайнера, многие начинают вспоминать Хидео Кодзиму, Питера Молинье или Сида Мейера. Чем они занимаются? Придумывают игры, конечно же. Однако, на практике эта профессия далека от простого «придумывания».
Геймдизайнер – это ключевая фигура в разработке игр, отвечающая за формирование игрового опыта. Он не просто придумывает правила, но и создает целостную систему, которая увлекает игроков, заставляя их возвращаться в виртуальный мир снова и снова.
Все это требует от геймдизайнера сильной логики и аналитического мышления. Набор навыков такого специалиста очень широк, поскольку его деятельность – симбиоз системного мышления и творческого подхода, умноженный на коммуникацию и продюсирование.
В разных компаниях и на разных проектах обязанности такого специалиста могут сильно различаться. Наиболее общая работа – это составление технической документации, детально описывающей поведение той или иной игровой механики. В мобильной разработке фокус будет смещаться на экономику и монетизацию. В ПК – на контент и логику. В инди-сегменте геймдизайнер часто бывает визионером, задающим идею игры. Но чем крупнее компания, тем дальше ГД будет от идей и тем больше будет роль аналитики, метрик и тестов.
Работа геймдизайнера начинается с формирования идеи и vision – ключевого видения проекта. На основе этого создается дизайн-документ (GDD), детально описывающий все аспекты игры: механики, баланс, алгоритмы, визуальный стиль, структуру геймплея и другие важные элементы. Следующий этап – прототипирование, позволяющее проверить концепцию на практике и донести ее до команды.
Дальше геймдизайнер переключается на:
- Углубленную проработку игрового процесса
- Постоянную коммуникацию с программистами, художниками и другими специалистами
- Актуализацию проектной документации
- Планирование этапов разработки
И это лишь самая малая часть задач – спектр обязанностей геймдизайнера значительно шире и напрямую зависит от масштаба проекта.
Виды специализации
Нарративный дизайнер отвечает за органичное воплощение истории в игровом опыте. Его задача – интегрировать сюжет во все аспекты игры: механики, уровни, визуальный стиль и звуковое оформление. Каждый элемент должен работать на повествование, создавая у игрока целостное ощущение игрового мира.
Дизайнер игровых механик придумывает, как игрок будет взаимодействовать с миром: прыгать, стрелять, решать головоломки, торговать или строить. Его работа напрямую влияет на то, насколько игра будет динамичной и увлекательной.
Дизайнер баланса – это математик, который рассчитывает сложность, настройки персонажей, оружия и экономики. Он следит за тем, чтобы игра не становилась слишком простой или, наоборот, несправедливо сложной.
Комбат-дизайнер отвечает за боевую систему: удары, блоки, спецприемы, поведение врагов. Его задача – сделать схватки зрелищными, но при этом тактически осмысленными.
Дизайнер уровней проектирует локации, расставляет препятствия, секреты и ключевые точки так, чтобы игрок интуитивно понимал, куда идти, но при этом чувствовал свободу выбора.
Технический геймдизайнер работает на стыке дизайна и программирования: настраивает скрипты, визуальные эффекты, анимации и другие элементы, которые оживляют игру.
Важные навыки
Геймдизайнеру необходимо сочетать аналитическое мышление с творческим подходом. Он должен уметь разбирать игры на составляющие, понимать, почему одни механики работают, а другие – нет. Важны и навыки документирования: даже самая гениальная идея ни во что не выльется, если ее нельзя четко объяснить команде.
Не менее важным умением выступает прототипирование – быстрая проверка гипотез в движке или даже на бумаге. Опытные геймдизайнеры советуют играть в самые разные проекты, от AAA-хитов до экспериментальных инди, чтобы расширять кругозор и постоянно черпать что-то новое.
Программы и инструменты
Для работы геймдизайнеры используют:
- Игровые движки. Unity, Unreal Engine – для настройки механик в проекте, а construct и gamemaker — для прототипирования
- Документационные системы – для создания концептов и ТЗ. Например, Notion, Google Docs и Google Sheets
- Таск-трекеры – для управления задачами. Это могут быть Jira или Trello
- Аналитические инструменты, такие как GameAnalytics, AppsFlyer и прочие – для изучения поведения игроков
- Программы для создания презентаций — для питчингов
Концепт-художник
Что за профессия?
Концепт-художник – это визуальный архитектор игрового мира. Он создает первые изображения персонажей, локаций, техники и предметов, которые позже будут воплощены в жизнь в самой игре. Его работа лежит в основе всего арта – без четкого концепта моделлеры, аниматоры и левел-дизайнеры не смогут приступить к разработке.
Концепт-художник тесно сотрудничает с геймдизайнерами, получая от них техническое задание с описанием функциональных требований, особенностей геймплея и предложений по стилю и атмосфере. Например, если игра разрабатывается в сеттинге киберпанка, то художник должен продумать не только внешний вид персонажей, но и то, как их костюмы и оружие впишутся в игровой процесс.
Виды специализации
Художник по персонажам разрабатывает героев, врагов и NPC. Он продумывает не только внешность, но и характер, позы, мимику – все, что делает персонажа запоминающимся.
Художник по окружению создает города, леса, подземелья и другие локации. Концепт-художники продумывают как общие планы, так и отдельные улицы, кварталы и дома.
Художник по пропсам отвечает за предметы интерьера, оружие и транспорт. Даже обычный сундук должен выглядеть так, чтобы игрок сразу понимал, можно ли его открыть.
Художник оружия создает все, чем можно вести бои с учетом стилистики и эпохи игры – от луков и копий до винтовок и пулеметов.
Дизайнер транспорта проектирует внешний вид всего, на чем игрок может передвигаться – машины, мотоциклы, повозки, космические корабли. Сюда же можно отнести всех ездовых животных – от лошадей до драконов.
Важные навыки
Концепт-художнику необходимо отличное владение рисунком, понимание перспективы, света и композиции. Но не менее важно уметь работать быстро – в индустрии ценится скорость, ведь концепты часто переделывают десятки раз.
Художник должен разбираться в истории искусства, архитектуре и модных тенденциях – это помогает создавать уникальные миры.
Программы
Основные инструменты концепт-художника:
- 2D-графика – например, Photoshop, Procreate или Clip Studio Paint
- 3D-блокинг – Blender, SketchUp
- Подбор референсов – PureRef, Pinterest
3D-художник
Что за профессия?
3D-художник превращает концепты в реальные объекты и сцены, с которыми может взаимодействовать игрок. Он создает модели персонажей, окружения, оружия и эффектов, оптимизирует их для движка и следит за тем, чтобы все выглядело цельно.
В его обязанности входит не только создание хай-поли и лоу-поли версии модели, но и UV-развертка, текстурирование, сетап.
На самом деле профессии 3D‑художника в видеоиграх не существует. Это совокупное название целого ряда отдельных специализаций.
Виды специализации
Художник по окружению (Environment Artist)
Создает объекты окружения, а также модули для локаций в игровом движке.
Моделлер персонажей (3D Character Artist)
Создает 3D-персонажей. Скульптит хайполи версии (высокополигональные), делает ретопологию и запекает текстуры, которые поддерживает движок.
Художник по пропсам (Props Artist)
Создает отдельные объекты, наполняющие сцены – стулья, фонари, ящики, чашки, мечи на стенах.
Художник по оружию (Weapon Artist)
Главный по оружию на проекте. В некоторых студиях он может не выделяться в отдельную специальность – в таком случае оружием занимается художник по персонажам.
Художник по уровням (Level Artist)
Он берет готовые модели и превращает их в полноценную локацию, а также наполняет игровой мир историей. Такие специалисты ответственны за то, чтобы он выглядел органично и атмосферно – каждый элемент уровня должен быть на своем месте и поддерживать общую концепцию игры. Их ремесло тесно связано с работой других специалистов, таких как левел-дизайнеры, геймдизайнеры и 3D-художники – это делает левел-арт важной частью комплексного процесса создания видеоигр.
3D-дженералист (3D Generalist)
Опытный специалист, который может выполнить любую задачу, связанную с 3D, под ключ. Например, создать модели персонажей, настроить материалы, сделать сетап и анимации объектов, затем расставить все объекты в сцене игрового движка, добавить камеры, свет и собрать готовый CG-ролик.
Важные навыки
Помимо владения 3D-софтом, важно понимать игровые движки и производственный пайплайн, а также уметь оптимизировать модели под технические требования, знать смежные специальности и работать в команде.
Программы
Основные инструменты:
- Моделинг – Maya, 3ds Max, Blender
- Скульптинг – ZBrush
- Текстурирование и бейкинг – Substance Painter, Mari, Marmoset Toolbag
- Рендер – например, Unreal Engine
Как и во многих других профессиях, немаловажную роль в геймдеве играет инструмент, на котором работает специалист: в данном случае это компьютер. Для геймдизайнера, концепт-художника и 3D-моделлера он является основой всего.
От мощности системы зависит скорость, стабильность и итоговое качество проектов. Если офисные задачи вроде работы с документами, таск-трекеров и аналитических инструментов потянет любой современный компьютер, то для проектирования, графики и игровых движков требования значительно выше.
Чтобы вы смогли прикинуть примерный сетап, команда MPC подготовила три подходящих варианта для специалистов в геймдеве. Особое внимание стоит уделить последним двум – они лучше всего подойдут для концепт-художников и 3D-архитекторов.
Минимум: RYZEN 5 7500F / RTX 5060 / 16GB DDR5 – хватит для Unity/Unreal с простыми проектами, 2D-игр и легкого 3D.
Рабочий вариант: RTX 5070 12GB GDDR7 / RYZEN 5 7500F / 32GB DDR5 – оптимален для инди-проектов, фриланса и малых команд. Подойдет даже для UE5 с Nanite/Lumen и Blender.
Продвинутый уровень: RTX 5090 32GB GDDR7 / RYZEN 7 9950X / 64GB DDR5 – нужен для тяжелых сцен, VR/AR, рендера и работы с большими ассетами. Такой ПК – уже для студий покрупнее.
Совет: даже при ограниченном бюджете не экономьте на процессоре и ОЗУ. Геймдизайнеру важно держать открытыми Unity или Unreal, 3D-редактор и графический софт одновременно – здесь решает многозадачность. Но и не забывайте про видеокарту и объем памяти – это важно для 3Д-моделирования.
Заключение
Как мы и говорили, направлений, действительно, очень много. Главная прелесть в том, что каждый сможет найти себе что-то по душе. Самое важное в этом деле – сделать первый шаг.