ИИ поможет выявить и сократить неэффективных сотрудников Сбера

Спойлер: гроссмейстер снова выдал базу

Немного контекста:

На конференции AI Journey глава Сбера Герман Греф объявил, что банк сократит до 20% сотрудников, которых заменит ИИ:

"Мы закрываем неэффективные проекты, сокращаем неэффективные места для неэффективных сотрудников. В результате высвобождение в том числе и ресурсов."

В ответ на что Владимир Путин заступился за работников Сбера и заявил:

"Нет неэффективных сотрудников. Есть сотрудники, с которыми вы плохо работали."

Герман Оскарович является незаменимым и бесценным кадром для России. В 90-ые он работал с президентом в мэрии Петербурга, в 00-ые возглавлял Министерство экономического развития, а с 2007-ого возглавил главный банк страны. В общем людей с таким опытом и экспертизой единицы. Но, есть такое ощущение, что не очень-то он любит людей (чего стоят его разборки с таксистами в этом же году).

А вот президент напротив, понимает, что в нынешнее время, когда практически во всех странах царят демографические кризисы, люди - это ценнейший ресурс суверенного государства. Более того, президент понимает, что любое сокращение персонала - это не решение проблемы, а следствие ошибок менеджмента. И с ним сложно не согласиться.

На протяжении своей карьеры я занимался внедрением процессного подхода к управлению организациями (или BPM). Данный подход констатирует одну простую истину: нет неэффективных людей, есть неэффективные бизнес-процессы.

У проблемы в бизнесе есть два варианта решения:

1. Классический и понятный. Нанять толпу людей для выполнения "обезьяньей работы", а когда проблемы удастся решить или они перестанут быть актуальными - всех уволить. Иначе говоря, проблема затыкается деньгами. Вот только при возникновении следующей проблемы, придется снова нанимать людей, снова знакомить их с корпоративной культурой и обучать профессиональным задачам.

2. Сложный, но правильный. Выявить неэффективный бизнес-процесс, убрать, изменить или автоматизировать проблемные задачи, высвободить человеческий ресурс, переобучить и направить на задачи другого рода. Даже, если представить, что подразделение было открыто для решения одного конкретного вопроса, то после его устранения, человеку можно предложить выбор: уйти или перейти в другое подразделение со схожей проблематикой (он уже сталкивался с ней и может приложить свой опыт к её решению).

Особо обидно, что такие решения принимает именно Сбер, поскольку это один из лидеров в России по внедрению процессного управления.

Отдельно заметим, что массовые сокращения создают массу проблем для организации:

Во-первых, подрывается авторитет компании в коллективе и на рынке труда (если их уволили, то и моя очередь скоро настанет?). Приведу пример из личного опыта: когда в одной из компаний, где я работал, объявили о планах по сокращению штата, в моем отделе ВСЕ сотрудники незамедлительно начали рассылать резюме по другим компаниям и ходить по интервью. Как итог, сокращения обошли стороной наш отдел, так как ВСЕ сотрудники отдела уволились и перешли на более выгодные условия в другие компании.

Во-вторых, зачастую после сокращения штата, происходит повторный найм по ключевым направлениям. Компания может недооценивать значимость отдельно взятых подразделений или сотрудников. Да вот только на ту же зарплату уже никого не нанять. Обычно, вновь нанятые сотрудники получают больше старичков (на эту тему есть множество исследований).

Резюмируем: сокращение штата по причине внедрения ИИ - это красный флаг, сигнализирующий о некомпетентности руководства. В перспективе ИИ может забрать на себя рутинную работу, но это не повод увольнять сотрудников, а повод их переобучить и перенаправить. Кроме того, нынешний ИИ не способен принимать управленческие решения, ставить задачи и оптимизировать бизнес-процессы, а компании в Штатах уже столкнулись с дефицитом мощностей дата-центров.

Больше постов и мемов в тг-канале: t.me/klochcoffee

2
2 комментария