Лезги-дамулла

Лезги-дамулла

Сирадж ад-дин б. ‘Иса б. ‘Али ’ад-Дагистани [анг. Siraj al-Din al-Daghistani, ум. 1980] — дагестанский и узбекский шафи’итский богослов, суфий братства Накшбандийа. Имел прозвище «Лезгин-дамулла/Лезги-дамулла» [анг. Lazgin-Damulla], букв. «Лезги-учитель».

Уроженец Дагестанской области.

Начальное исламское образование он получил у своего дяди Исма’ила. Затем он брал уроки у ‘Абд ал-Хамида ал-Гази-Гумуки [анг. ‘Abd al-Hamid al-Ghazi-Ghumugi]. В возрасте 16 лет уехал в Египет. Он провел семь лет в Каире. После возвращения в Дагестан он десять лет проработал учителем в своем родном городе [?]. В период политических репрессий он оказался в Ташкенте около 1943–1944 гг., и открыл здесь мастерскую по ремонту металлоизделий [дуккан] в магале Самарканд-Дарваза. Продолжал преподавать в своем доме. Хотя Лезги-дамулла был последователем шафи’итского мазхаба, он проявлял глубокое уважение к ханафитам и даже ши’итам Ташкента. Его научный корпус включал большое количество работ, часть из которых он преподавал своим ученикам. Однако не все его научные знания были востребованы. В основном он преподавал арабский язык и толкование Корана.

Лезги-дамулла следовал одной из дагестанских линий тариката Накшбандийа. Его наиболее важными учениками были Исма’ил-Кари [анг. Isma'il-Qari], который составил сборник толкований Корана [см. «Islamic education in the Soviet Union and its successor states», 2009 г.].

Автор статьи «Шами-дамулла и его роль в формировании «советского ислама» [2005 г.] пишет, что Сирадж ад-дин ’ад-Дагистани в 1910–1920-е гг. изучал исламские дисциплины в Египте у последователей Мухаммада Абдо [ум. 1905] и Рашида Рида [1865–1935]. А коллектив авторов «Islamic education in the Soviet Union and its successor states» [2009 г.] пишут, что Сирадж ад-дин ’ад-Дагистани «продолжил обучение в окружении Мухаммада Абдо и Рашида Рида». На противоречивость приведённых сведений также обратил свое внимание французский исследователь Стефан Дюдуаньон [анг. Stéphane A. Dudoignon], отметил заметил, что «во многих случаях редакционные работы демонстрируют довольно приблизительные результаты: например, о северокавказском учёном Лезги-дамулла можно было бы без колебаний написать, что он учился в Египте в период с 1910 по 1920 год у Мухаммада Абдо, который умер в 1905 году» [см. «Stéphane A. Dudoignon. Central Eurasian Reader: A Biennial Journal of Critical Bibliography and Epistemology of Central Eurasian Studies», 2021 г.]. Кроме того, коллектив авторов сборника «Islamic education in the Soviet Union and its successor states» [2009 г.], вероятно также ошибочно допускают принадлежность богослова к этнической группе «даргинцев Кумуха [Гази-Кумуха]».

Скончался в городе Ташкент, ныне столица Узбекистана.

Автор: ‘Али Албанви

Примечание №1. Дамулла [кит. да — «большой», «великий» + араб., маулана, сокр. форма мулла — «наш господин»] — словосочетание, использовавшееся в XVIII–XIX вв. сначала в восточной, затем и в западной части Центральной Азии для обозначения преподавателя начального [мактаб] и среднего мусульманского учебного заведения [мадраса]. В Волго-Уральском регионе так величали учителя, получившего образование в Бухаре. Д. получал богатый приход, пользовался большим почетом и, как правило, основывал свою мадраса и собирал учеников [шакирдов]. В советский и постсоветский периоды этим словом [чаще в его сокращённой форме — дамла] стали называть и преподавателя высшего светского учебного заведения.

Литература

1. Амрахов А.К. Единобожие и мистицизм: Монография. Т. I. — Махачкала: ООО «Издательство «Лотос», 2019. С. 105; 459; 568.

2. Амрахов А.К. Единобожие и мистицизм. Т. II. Книга I. — Дербент: Издательство ООО «Типография-М», 2021. С. 279.

3. Амрахов А.К. Единобожие и мистицизм. Т. III. — Махачкала: ООО Издательство «Лотос», 2024. С. 173–178.

4. Муминов А. Шами-дамулла и его роль в формировании «советского ислама» // Казанский Федералист. №1 [13]. Зима. 2005. Специальный выпуск. Казанский институт федерализма [Казань]. Французский Институт исследований. Центральной Азии [1ЕЕАС, Ташкент]. Франко-российский центр общественных и гуманитарных наук [Москва] / Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве/ Материалы международной конференции «Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве: сравнительный анализ Центральной Азии и европейской части России» 1–2 апреля 2004 г., Казань. — Казань. 2005. С. 243–244. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3R66T2, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2025). — Яз. рус.

5. Islamic education in the Soviet Union and its successor states / ed. by Michael Kemper, Raoul Motika and Stefan Reichmuth. — London, New York: Routledge, 2009. P. 253. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3R66Nd, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2025). — Яз. анг.

6. Stéphane A. Dudoignon. Central Eurasian Reader: A Biennial Journal of Critical Bibliography and Epistemology of Central Eurasian Studies by Stephane A. Dudoignon. 2021. P. 348. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3R66Nk, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2025). — Яз. анг.

Начать дискуссию