Рост популярности электромобилей
В 2020 году по информации аналитического агентства Canalys во всём мире было продано на 39% больше электромобилей чем в 2019 (в количественном соотношении на 3.1 миллиона).
Сразу стоит оговориться что в понятие электромобилей входят и гибридные машины вроде Toyota Prius. В 2020 году электромобили составили около пяти процентов от продаж всех авто во всём мире. Согласно прогнозу Canalys, уже к концу 2030 года примерно половину от всех проданных автомобилей будут составлять электрокары и гибриды.
Аналитики уверены — благодаря прямой заинтересованности правительств в увеличении продаж электромобилей, с каждым годом будет появляться всё больше льгот и специальных условий для стимуляции производства и реализации электромобилей. Улучшение инфраструктуры (в том числе увеличение количества зарядных станций) будет дополнительно стимулировать продажу электрокаров.
Несомненно, рост продаж вызван государственной политикой таких стран как Китай, США, Великобритания, Германия, в которых мы видим постоянное увеличение количества купленных электрокаров еще с 2010 года.
Но ещё более интересны слова аналитика EV-volumes по маркетингу и продажам Виктора Ирле, мол, ключевой фактор тут это вовсе не снижение налогов и дотация на покупку электромобилей. Они просто являются «лучшей» технологией.
Популярность или отсутствие альтернатив в 2020?
Коронавирус изменил привычный нам устой жизни, увеличил количество удаленных работников, уменьшил количество социальных контактов, проще говоря — перевернул мир. Приостановил работу многих заводов и нарушил устоявшиеся логистические цепочки по перевозке автомобильных компонентов. Автомобили медленнее производятся, дольше доставляются. Конечно, крупные компании среагировали на проблему. Так, компания «ИТЭЛМА» со своей стороны сделала всё, чтобы соблюдать международные требования и обеспечивать своевременную поставку автокомпонентов.
Однако, в конце февраля 2021 года российские дилеры заявили о сохраняющемся дефиците, хотя меры по решению данной проблемы были предприняты автопроизводителями ещё осенью 2020 года. Жесткие ограничения выливаются в перенос сроков и серьезные задержки автомобилей. Уже сейчас с уверенностью можно сказать о дефиците рынка новых автомобилей как в первом, так и втором квартале. Большинство марок и моделей авто премиального и стандартного сегмента сильно ограничены комплектациями или вовсе отсутствуют на складе.
К примеру, 1 декабря 2020 года российское подразделение Hyundai запустило онлайн продажу автомобилей, и на конец марта 2021 года выбор ограничен считанными единицами, что лишь подтверждает дефицит автомобилей как в России, так и во всём мире.
Ситуация с производством гибридов и электрокаров точно такая же — нужных моделей зачастую просто нет в наличии. Поэтому теория о том, что электромобили стали популярнее из-за дефицита обычных авто не верна.
Не стоит забывать и об ограниченном выпуске электромобилей. Ни один производитель электрокаров не готов работать «на склад», все те миллионы электрокаров, что были проданы в 2020 году, были недавно выпущены с конвейера. Всё идет к тому, что прогноз canalys сбудется.
Неочевидные моменты.
Как мы уже говорили ранее, развитые страны полностью поддерживают электротранспорт и уже закладывают фундамент для отказа от ДВС, равно как и отдельные регионы (Калифорния к примеру). В сложившейся ситуации нет никаких сомнений в решимости политиков и властей по отказу от дизельных и бензиновых двигателей.
Мы хотим верить, что электрокары смогут повлиять на экологическую обстановку в мире и быть полезными человечеству. Тем не менее, на пути к этому у них не мало препятствий, ставящих под сомнение подобный сценарий:
- Отсутствие у производителей электрокаров жизнеспособной бизнес-модели. Любой бизнес это в первую очередь зарабатывание денег, и тут статистика не на стороне автопроизводителей — производство и продажи электрокаров убыточны для самих производителей (за исключением разве что Tesla, которая берёт массовостью). Нужны колоссальные затраты, льготы, инвестиции и так далее
- Некоторые страны будут против. За примером далеко ходить не надо — Россия. Экология экологией, но массовая электрификация будет для таких стран экономически невыгодной
- Как бы это парадоксально не звучало — электрокары приведут к недостатку электричества. По построенной аналитиками Thomson Reuters модели, к 2050 году электрокары будут потреблять такое же количество энергии как и весь Евросоюз на сегодняшний день
- Увеличение добычи лития для нужд электрокаров чудовищно загрязняют планету. Человечество может столкнуться с недостатком кобальта, лития и меди уже в ближайшее время.
Впрочем, электрокары все ещё сравнительно «молоды», и, возможно, ближайшее будущее подарит нам новые, более экологичные аккумуляторы над которыми ежедневно трудится множество учёных. А пока… It is what it is.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас мы активно растем, и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти как специалист и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы дать свою экспертизу, рассказать о важных новостях в сфере automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, обсудим.