Консультанту: кто ваш клиент? На чьи интересы вы работаете?

Сегодняшний лайфхак хочу начать с анекдота:

Дьявол приходит к адвокату и говорит:

"Я могу сделать тебя богатым, успешным и знаменитым. Ты выиграешь все свои дела, станешь партнером в лучшей юридической фирме и заработаешь миллионы. Но взамен ты должен будешь отдать мне души пятерых своих близких."

Адвокат задумывается на минуту, а потом спрашивает: "Хорошо, но в чем подвох?"


Автор неизвестен

Профессия адвоката и его клиент - понятны, клиент - это физическое или юридическое лицо, которое он защищает.

Да, защищает несмотря ни на какие моральные принципы, на отсутствие которых нам намекает анекдот.

А что же тогда консультант - кто его клиент? Не заказчик, а именно клиент.

И давайте для начала различим эти понятия

Слово "клиент" происходит от латинского "cliens", что означало "подопечный", "находящийся под покровительством". В Древнем Риме "клиентами" называли свободных граждан, которые находились в зависимости от своего покровителя-патрона. Клиенты получали от патрона защиту, материальную поддержку, а взамен оказывали ему различные услуги и поддержку. Позже это слово стало использоваться в значении "лицо, пользующееся услугами адвоката", а затем распространилось на обозначение любого человека, пользующегося услугами какого-либо специалиста или организации. Слово "заказчик" происходит от русского глагола "заказать", который в свою очередь образован от слова "каз" (указание) с приставкой "за-". Исторически это связано с понятием "давать указание на выполнение чего-либо".

То есть, клиент - роль более зависимая, пассивная, заказчик - роль более активная и субъектная.

И давайте разберём, кем/чем может быть ваш К Л И Е Н Т

  • Заказчик - тот, кто пришёл и заказывает услугу (СЕО, СОО, HR, акционер, etc.)
  • Команда, с которой предстоит работать
  • И, наконец, бизнес

И прежде чем мы начнём разбирать типы работы на разных клиентов, я снова спрошу вас, чтобы вы предварительно ответили на вопрос

Кто Ваш Клиент?

Иными словами, чьи интересы вы поставите в приоритет в ситуации конфликта этих самых интересов?

Ответили?

Если да, то теперь давайте вместе разбираться с этой непростой темой.

Итак, вот к вам пришёл СЕО/СОО/HR и заказывает у вас стратегическую сессию / консалтинг.

Как будет выглядеть наша адвокатская работа, защита интересов каждого из клиентов?

Клиент - Заказчик.

Недавно ко мне пришёл СМО (рук.отдела маркетинга) в качестве «заказчика» и говорит: хотим, значит, стратсессию, с элементами построения орг.структуры (а работает он(а) там недавно).

Я спрашиваю: но как вы решили, что нужно именно структурой заниматься?

Консультант

Он(а) отвечает: я работал(а) в крупной компании, мне понятно, что «у них» (в текущей компании) там полный бардак и нам нужно навести порядок.

Клиент
То есть, СС предполагается в интересах СМО.

Ещё пример: после СС подходит ко мне гендир и говорит:

А давай ты будешь трекером всех руководителей, чтобы контролировать выполнение ими страт.задач?

Клиент, гендир
То есть, во главе угла - интересы ГД.

В обоих примерах мы видим явный, и, что ключевое, ЛИЧНЫЙ запрос Заказчика. Замаскированный под интересы бизнеса.

Заказчик что-то хочет ДЛЯ СЕБЯ.

  • Структурности в работе компании (на посту маркетолога)
  • Выполнения страт. проектов
  • Или, может выжать их всех досуха, чтобы за год прибыли побольше сгенерили?

К чему приведёт постановка интересов заказчика на первый план?

  • нам придётся игнорировать интересы команды, которая может оказаться в объектной позиции
  • нам придётся игнорировать интересы Бизнеса, который может пострадать от решений заказчика (например: выжать команду одним рывком на ближайший год, чтобы получить свои бонусы и «свалить»)

Ещё один пример

Собственник компании (заказчик) хотел расти очень быстро, очень интенсивно. Мы помогли ему в этом.

За первый месяц они удвоились, через ещё 3 месяца компания развалилась с огромными минусами

Подробный разбор кейса тут:

Интересы заказчика могут быть конструктивными, экологичными и совпадать с интересами бизнеса и команды.

А могут и нет.

И в этом случае вам придётся выбирать.

Клиент - команда

С заказчиком мы немного разобрались, теперь поговорим о «команде».

Что, если в коллективе тип отношений - «богадельня»? (вот тут рассказали, что это и как: )

Тогда, получается, что если команда в этом бизнесе нацелена на вытаскивание как можно бОльшего количества финансов и личного комфорта в ущерб бизнесу

Или команда занимается имитацией бурной деятельности.

И в обоих случаях они этого не осознают, им кажется, что они делают что-то хорошее.

И, если наш клиент - команда, то нам придётся им в этом потворствовать.

Против интересов самого бизнеса и его стейкхолдеров.

И если мы, как консультант, считаем, что защищаем интересы «команды», то мы рискуем встретиться с довольно сложными последствиями.

Мой пример со СС

Команда типа БГД всё пытается запускать какие-то проекты, всё что-то пыжится, всё идёт крайне медленно и даёт +-0 результаты.

Собственник же при этом платит всем бонусы не с той деятельности, которую они реально ведут, а с общей прибыли компании (бОльшую часть которой реинвестирует при этом в провальные проекты БГД).

Собственник, конечно, удовлетворяет в этой ситуации какую-то свою внутреннюю потребность (см видео про типы коллективов, там раскладываем «спонсора»).

И вот на стратсессии возникает момент выбора у меня, как у ведущего:

Куда вести СС? Что показать, что проявить для них сейчас?
  • Если я защищаю интересы команды, то я буду просто поддерживать их и нянькаться типа «ну давайте распишем план, ну давайте возьмёмся покрепче…»
  • Если я защищаю интересы собственника - то мне нужно ему шепнуть на ухо и донести идею о том, что это БГД - но это сильно против команды и даже против личных потребностей собственника
  • Если я защищаю интересы Заказчика - мне надо просто как-то нейтрально отвести СС, тк он просил просто СС провести и всё

Это реальная ситуация выбора из моей практики.

И развидеть этот выбор уже невозможно (мне на сессии), и нужно принимать решение.

Не принимать никаких решений - тоже решение, если что.

И вот здесь мы переходим к клиенту №3, где и доразберем описываемый кейс.

Клиент - бизнес

На той СС я сделал выбор не в пользу команды или заказчика или даже собственника.

Я сделал выбор в пользу Бизнеса.

Когда мой клиент - бизнес, я смотрю на систему интегрально, учитывая все возможные подводные и надводные течения.

В этом случае мне приходится учитывать и краткосрочное и долгосрочное влияние решений как самой команды, насколько я это способен сделать, так и своих решений.

Потому что платит мне не заказчик, и не команда, мне платит - бизнес.

И в этом случае мне приходится согласовывать интересы и заказчика, и команды, и акционеров - мне приходится быть буфером и контейнером, помогая согласовать все стороны на стратегической сессии, чтобы в итоге бизнес через Х лет рос и развивался.

Если я поддерживаю Заказчика или Команду - это зачастую будет против интересов бизнеса.

Как было в том кейсе, где команда БГД?

Я принял решение не шептать на ушко собственнику, а показать им всем, через наводящие вопросы, что с ними происходит.

  • Что будет через 1 год, если не начать менять ситуацию радикально?
  • Что будет через 5, и 10 лет, если сейчас не начать что-то менять?
  • Насколько им выгодно оставаться в текущей позиции с точки зрения долгосрочного планирования?

Я помог им увидеть ущербность текущей конфигурации, которая выгодна

  • команде - тк они получают свои бонусы
  • собственнику - тк он, выполняя роль «спонсора», закрывает свою психологическую потребность (см видео)
  • заказчику - тк провели СС, построили какой-то план, все молодцы
Но не выгодна - бизнесу.

В той конфигурации извлекали выгоду все, кроме бизнеса, который из-за этого стагнировал и увядал.

Поэтому мы подняли тему, обсудили и собственник, как ЛПР, принял стратегические решения.

А что такое стратегия?

Это ведь не план работ, это не список инициатив и проектов, как её понимают большинство, к сожалению, фасилитаторов.

Стратегия - это комбинация из 2-3 ключевых решений. Подробно об этом в статье:

Всего 2-3 решения, которые умещаются в смс - и являются качественным результатом работы целой стратсессии, а не масса стикеров на флипчартах.

И с этой точки зрения, та страт.сессия была действительно стратегической, и, что важно, р а б о ч е й, а не ритуальной (об этом уже тоже писал вот тут)

Поэтому, я считаю своим клиентом не заказчика, не команду, а бизнес.

Горизонт влияния

Кроме того, выбирая «клиента» мы неизбежно сталкиваемся с вопросом:

А в каком горизонте времени я влияю на бизнес?

Консультант

Если вы считаете, что влияете только на горизонте «сессии», то моё мнение: вы точно допустите критические для бизнеса ошибки. Потому что ваше влияние на всего лишь одной сессии выходит за пределы не только этой сессии, но и даже года после неё.

То, КАК вы проведёте сессию, кого выберете своим клиентом, объективно влияет на горизонте 5-7 лет на весь бизнес.

И вот живой пример такого влияния

Команда пришла на СС и в процессе мы понимаем, что они имеют ровно 0 компетенций в области планирования, в области стратегии, тактики и даже в рамках своей профессиональной области.

Операционный директор выполняет функции HR, генеральный директор работает на позиции проджект-менеджера, команда тоже не очень понятно, что делает.

Занимаются логистикой, растут, нужен план - что делать дальше. Но при соприкосновении с реальной необходимостью принимать осознанные (не вынужденные и не интуитивные) решения - посыпались.

Выбор между чем и чем:

  • затащить команду «на себе», дав и идей, и решений, и энергии, и всего - чтобы появился хоть сколько-нибудь годный план и все вышли удовлетворёнными
  • позволить эго команды «разбиться» о свою некомпетентность на этой сессии и выйти с сессии с 0 результатом

Если мы выбрали клиентом команду - то мы затаскиваем на себе, мы ж сильные, мы опытные, ведь так?

Но какие долгосрочные последствия для бизнеса будет иметь такое решение?

Команда успокоится на целый год, тк у них есть иллюзия, что «есть план». И они даже в каком-то виде его будут реализовывать (скорее всего оч слабом).

Но у них будет сохраняться иллюзия, что с ними всё в порядке!

А на следующий год другой фасилитатор (или даже вы) снова сделает то же самое.

А через 2-3-5 лет придёт кризис, жахнет по ним, и этот бизнес просто смоет.

Потому что у них нет ни компетенций, чтобы принимать решения, ни навыка такого - ведь все эти годы за них это делали доблестные фасилитаторы, которые в кризис куда-то испарились.

Вариант №2 (завалить сессию) сильно менее приятный.

В этом случае вы можете получить краткосрочно-негативную репутацию, плохой отзыв, недовольного заказчика.

Но, если ваш клиент - бизнес, то эта «боль», эта неудовлетворённость будет капать на мозг команде, они будут ощущать эту холодную реальность как она есть, а не через тёплую прокладку из тела заботливого фасилитатора.

Один такой клиент, как я описываю здесь (таких было несколько), через год приехал на СС и поблагодарил за то, что мы позволили им и себе «завалить» ту сессию.

Этот год был для нас критически важным и полезным, мы очень много всего перестроили и благодарны тебе за тот опыт.

Слова клиента через год после осознанно заваленной мною СС

И долгосрочные последствия моего выбора дать команде уйти неудовлетворённой на горизонте 5-7 лет таковы, что моим тогдашним, очень даже не стратегическим, на первый взгляд, а оперативным решением (ну на сессии просто в моменте как сейчас работаем - оперативное же решение) компания существенно скорректировала свой вектор с точки зрения команды, компетенций и того, что они делают и куда они идут.

Моё волевое решение на сессии не тащить команду, тк мой клиент - бизнес, перестроило в результате вектор развития и существования целого бизнеса.

Хотя, обратите внимание, в рамках «содержания» я решений не принимал, на территорию «бизнеса», «стратегии» и «планирования» я не заходил.

Я решение принимал на своей территории, на территории процесса стратегической сессии. И вот - оно повлияло на горизонте 5-7 лет.

Важно: процессные решения на стратегической сессии оказывают НЕ МЕНЬШЕЕ влияние на стратегию и стратегическое развитие компании, чем сами непосредственно принимаемые решения!

Ещё один пример про длинный горизонт влияния

Идёт СС с полубандитскими мужчинами с Дальнего Востока, владеющими рыбнопромысловым заводом небольшим. Они решают, как дальше развиваться.

Один из участников жесточайше защищает статус кво, не даёт слова вставить, всех перебивает и не идёт на контакт.

Фасилитация и её последствия

Вроде бы мне как фасилитатору нужно в этом случае взять это под контроль и сделать обсуждение чётко сбалансированным. Чтобы все высказались и были услышаны, так ведь, да, учит фасилитация?)

Но вот в чём проблема: если я сейчас возьму и доведу сессию «по-красоте», так, что сложный участник будет вынужден считаться с мнениями и ему, смотря на рациональные доводы партнёров, придётся согласиться с чем-то.

То, вернувшись из 5* отеля в Москве на свой рыбный завод, он продолжит делать всё ровно так, как и делал.

Без внедрения того, на что его подписала группа, которой потворствовал фасилитатор.

Я, организовав чёткое, без запинки обсуждение, введу в заблуждение партнёров и инвесторов относительно их реальной ситуации в команде.

Я, сделав свою работу фасилитатора «хорошо», сделаю хуже - бизнесу. Потому что все принятые решения не будут реализованы, они будут засаботированы этим собственником, который по совместительству, главный управляющий, и от которого зависит вся дальнейшая реализация.

И вот вам, пожалуйста, ситуация выбора клиента.

Есть и Заказчик, кто пригласил меня фасилитировать. И «команда», и инвесторы, и сложный участник и, конечно же, бизнес.

Ещё раз повторю вопрос: в каком горизонте времени мы влияем своей работой?

Я в том кейсе принял решение, что влияю на 3-5 лет, и поэтому дал участнику достаточно времени побыть «сложным», чтобы все участники отчётливо поняли, с кем имеют дело и с кем им предстоит иметь дело дальше, явным образом.

И потом, уже потом, когда ситуация в «команде» всем была ясна, я стал больше управлять процессом и включил «фасилитатора».

Хотя со стороны моя работа в первой половине дня могла выглядеть как «недостаточно качественная», и даже участники могли остаться не до конца довольны моей работой на горизонте этого дня.

Ключевая мысль в этом кейсе заключается в том, что вам в любом случае придётся выбирать клиента, предмет работы и принимать сложные решения, если вы работаете со стратегией.

Потому что сама по себе работа со стратегией, если даже это просто организация процесса, предполагает ощутимое влияние в долгосрочном горизонте.

Но я хочу просто вести сессии, я не хочу принимать сложных решений!

Вам, как ведущему СС не удастся избежать выбора «клиента», тк вы в любом случае столкнётесь с тем, чьи интересы первичнее, и если вы защищаете интересы не_бизнеса, то вы можете

  • убить команду (заказчик просит профасипулировать и насадить команде ложную цель)
  • убить бизнес (пойдя на поводу у богадельни)
  • и в самом нейтральном варианте - просто провести ритуальную сессию (не принимая сложных решений как ведущий СС)

Вам в любом случае придётся выбирать одного основного клиента и защищать его интересы.

Готовы ли вы сделать осознанный выбор о том, чьи интересы защищаете и этому выбору следовать?

Если нет, то я бы не рекомендовал вам вести стратегические сессии.

Артур Миргаязов

Ведь это предполагает помощь в создании «стратегии», а если вы не мыслите как стратег, не видите долгосрочных последствий своих решений и действий (в частности, поддержать «не того» клиента на конкретной СС), то ваши ошибки могут вылиться в очень глубокие и долгосрочные последствия.

Если же ваших (слабоумия и отваги - зачёркнуто) ума и решительности достаточно для того, чтобы принять такое непростое решение, ему следовать и быть готовым разделить последствия своих решений (см видео про ответственность), то welcome в ряды профессиональных ведущих стратегических сессий.

Разве всегда клиент - бизнес? А как же консалтинг?

Я много думал над вопросом, «кто мой клиент» и пришёл к выводу о том, что именно на стратегической сессии мой клиент - это бизнес.

Но если приходит, например, человек и хочет - консалтинг, то в этом случае уже он, заказчик становится моим полноправным клиентом и в этом случае я буду защищать именно его интересы, если не оговорено иное.

Даже в ущерб бизнесу, если это необходимо.

Пример

Предприниматель, чей бизнес занимается предоставлением отсрочек от армии и помогает «косить».

В процессе работы мы приходим к выводу о том, что его этот бизнес убивает потихоньку (морально и, как следствие, физически), и что вообще бизнесом для него заниматься - не интересно и даже вредно.

Тогда я, как консультант, буду на стороне заказчика, а не бизнеса, т.к. заказчик = клиент в данном случае.

Не только «клиент», но и «предмет»

  • Первым важным пунктом сегодня мы обозначили - кто клиент.
  • Второй важный пункт, который так же здесь важно понимать - это предмет работы.
Предмет работы — это конкретная область реальности, на которую направлена профессиональная деятельность специалиста, определяющая границы его компетенции и характер применяемых методов воздействия.

Предмет стратегической сессии - решения по поводу будущего, т.к. это сессия планирования.

Внимание:

  • НЕ структура
  • НЕ командные отношения
  • НЕ текущие проблемы компании

А решения_по_поводу_будущего.

И в рамках этого процесса мы встретимся с разными! интересами! разных! сторон!, которые будут конфликтовать, и нам придётся выбирать приоритетную сторону.

Выводы

  • Есть три возможных клиента СС - Заказчик, Команда и Бизнес
  • Если работать на «заказчика» или «команду» - мы точно стоклнёмся с ущемлением интересов «бизнеса»
  • Горизонт влияния решений фасилитатора о процессе работы - 5-7 лет даже в том случае, когда он никак не примешивает себя к содержанию принимаемых командой решений
  • И фасилитатору/ведущему СС точно придётся принимать решение, чьи интересы он защищает, с учётом долгосрочного влияния этих самых решений
  • И да, кроме всего прочего, важно так же понимать и удерживать /предмет/ работы - если хочется создавать чёткий, прогнозируемый и качественный результат из раза в раз

Итак, в чём же заключается лайфхак №51?

  • На этапе обсуждения проекта проговорите Заказчику и согласуйте с ним - кто ваш клиент и чьи интересы вы защищаете в рамках вашей работы
  • Проговорите и согласуйте это с командой до сессии, чтобы создать корректные ожидания

И вы получите совсем другой взгляд и отношение со стороны акционеров (из опыта) и команды, тк они в этом случае будут доверять вашим решениям относительно процесса больше, чем своим «хотелкам», т.к. вы смотрите «дальше».

И ещё такой разговор выводит вас с совершенно другую лигу консультантов/ведущих.

Правда, потом этой лиге придётся соответствовать, но это уже совсем другая история :)

Предыдущие 50 лайфхаков читайте в моём телеграм-канале:

3
2 комментария