Яхтинг как бизнес-тренинг — чему меня научило капитанство в регате
В канун Нового года, 31 декабря, я сделала себе необычный подарок: решила организовать регату на Сицилии. Я забронировала лодку в даты, когда яхтенная школа Сила ветра проводила там школу капитанов. Мне было спокойно, что рядом будут профессионалы. Поэтому все следующие месяцы я предвкушала, как буду открывать для команды этот уголок Италии с ее природой, кулинарией и харизматичными местными жителями.
Но в последний момент поездка едва не сорвалась. Рейсы из Москвы отменялись один за другим, нервы сдавали, тревога росла. Я вылетела на регату с задержкой на два дня, и к моменту прилета в Италию эмоций уже не осталось — помню, что просто шла к лодке, как робот. Тогда я еще не подозревала, что эта неделя станет для меня мощным тренингом и личностным апгрейдом.
Почему я выбрала яхтинг
Начну с небольшой предыстории и расскажу, как яхтинг стал моим хобби.
Мне всегда были интересны виды активности, где сочетается стратегия и тактика. До этого я несколько лет участвовала в спортивном ориентировании: автономные 130-километровые забеги с картой, компасом и рюкзаком за плечами. Так я поняла, что мне недостаточно просто спортивных активностей. Хорошо, когда они включают поиск решений в условиях неопределенности.
Поэтому яхтинг стал логическим продолжением того хобби — только с водой, ветром, людьми на одной лодке и намного большим уровнем ответственности. Когда ты не просто участник, а капитан, всё становится по-другому: ты отвечаешь за лодку, команду, маршрут и атмосферу.
И, кроме того, яхтинг – это новый нестандартный способ путешествий. Для меня он намного интереснее автотрипов, в которых просто сидишь за рулем и смотришь в окно. На яхте каждый переход – это настоящее приключение, в перерывах между которыми ты отдыхаешь в укромном уголке, с романтичной атмосферой, когда вокруг только море, закат, звезды и тишина.
Задача: успеть всё
Международные права я получила год назад, и это был мой первый капитанский опыт. В первые дни мне хотелось всего и сразу: управлять лодкой, готовить для членов команды настоящий сицилийский завтрак, с круассанами и кофе, следить, чтобы никто не поссорился и при этом не забыть, как швартоваться.
Проблема в том, что на лодке не работает модель «успеть всё». Мне как капитану пришлось учиться переключаться и делать это без лишних слов.
Первые дни были как на автопилоте. Но потом я села — в прямом смысле — и стала выписывать всё в блокнот: пошаговые инструкции, расписание утра, список задач, что сказать команде перед переходом. Даже минуты на кофе. Это помогло.
Регата как краш-тест твоего стиля управления
В жизни я agile лидер в продуктовой кросс-функциональной команде на 70 человек. У меня демократичный стиль работы: я стараюсь развивать у сотрудников самостоятельность, не давлю авторитетом, даю им пространство.
Но на лодке это не всегда работает. На яхте ты не можешь отложить решение. Любое промедление — и вас уже несет кормой в соседнюю лодку. Любой лишний комментарий во время швартовки — и ты теряешь контроль.
В какой-то момент я поняла, что продолжаю вести себя как в офисе: мягко, через диалог, с уважением к альтернативным мнениям. Но море, погода и яхта не всегда ждут консенсуса. Иногда ты как капитан должна отдать приказ, даже если рядом опытный инструктор, который не согласен. И делать это быстро, без колебаний.
На моей лодке, помимо меня, было еще несколько участников с капитанскими правами. В начале регаты они открыто комментировали мои решения. Так, в первый день я слышала: — Ты же капитан, как ты не посчитала количество бутылок воды? — Очевидно же, что об этом надо подумать заранее!
Мне приходилось выдерживать их замечания и при этом не терять самообладания. Я решила не отвечать в моменте и давала себе время, чтобы остыть. А когда стабилизировалась, то спокойно расставляла границы. Это тот навык, который пригодится в любой рабочей команде.
Сначала — безопасность, потом — атмосфера
Самый острый момент случился при постановке яхты на якорь. Цепь застряла, участник команды и один из самых авторитетных участников регаты решили рукой придержать блок и выпускать при этом цепь на огромной скорости. Я же понимала, что такие действия, пусть и основанные на большом опыте, в случае, если что-то пойдет не так, могут привести к травмам, вплоть до потери пальца. Поэтому сказала: «Нет, так мы делать не будем». Ведь ручаюсь за здоровье команды именно я — капитан на лодке несет административную, уголовную и материальную ответственность за всё, что происходит на борту.
Мое решение вызвало недовольство. Но мы подождали профи по ремонту с другой лодки, и всё обошлось без риска для здоровья команды.
Ситуаций, когда вставал выбор между «быть хорошей» и «быть надежной», было много. Я поняла, как важно уметь выдерживать недовольство других, если ты уверена в своем решении. Было невероятно сложно, но это и есть лидерство: настоять на своем, даже если другой человек опытнее. Это был важный момент внутреннего роста: сказать «нет», когда страшно, сказать так, что тебя послушают, даже если считают иначе.
Командная динамика, которую не проверить на Zoom-созвоне
Знакомство и подбор команды – тоже ответственность капитана. Я заранее познакомила участников друг с другом в чате и устроила вечер знакомства в Zoom. Но яхта — это не онлайн-воркшоп. Под давлением люди раскрываются по-другому. Кто-то замыкается, кто-то берёт на себя управление, кто-то — наоборот — жертвует своими интересами ради других.
После особенно стрессового перехода, с очень опасной швартовкой в тяжелейших погодных условиях я заметила: команда держит эмоции в себе, чтобы не отвлекать меня. Тогда я устроила формат «высказаться без ответа» — выслушать, но не обсуждать, не спорить, не комментировать. Просто послушать и разойтись. Это тоже часть капитанства — создать пространство, где можно выдохнуть и разгрузиться от сложных эмоций.
Крутая инициатива у школы «Сила ветра» — на второй день регаты они проводят вечеринку, которую называют «Ярмарка Тщеславия». Каждая лодка превращается в тематическую точку с конкурсами и активностями, и участники переходят с лодки на лодку, знакомясь, играя и смеясь. Это реально работает: если в «обычном» яхтинге общение часто ограничивается своей лодкой, то тут — уже на старте появляется общий контакт и эмоциональное сцепление. В нашей регате было девять лодок, и эта ярмарка моментально сблизила всех. Весело, живо, и полезно для динамики всей флотилии.
К концу поездки я чувствовала, будто получила степень MBA, но в ускоренном формате. Вот мои выводы после первой регаты в качестве капитана.
Что дает капитанство на яхте руководителю
- Быструю и честную обратную связь. Если твой стиль управления не работает — ты это поймешь очень быстро.
- Гибкость в лидерстве. Не всё получается обсудить. Иногда надо командовать и быть готовым позднее получить обратную связь.
- Способность выдерживать давление. Не только внешнее, но и внутреннее: от чувства ответственности, от страха ошибиться.
- Навык «держать руль» в хаосе. Управлять и курсом, и атмосферой, и собой.
Я вернулась с регаты другим человеком. Более прямолинейной, спокойной и готовой быть лидером — не ради статуса, а чтобы брать ответственность за тех, кто рядом.
Что дальше?
Этот опыт нисколько не отбил у меня желание ходить под парусом и быть капитаном, совсем наоборот. В этом году я уже съездила на Лазурный берег Франции и собираюсь на две новогодние недели на Канарские острова. Главная мечта – поехать на Сейшелы и увидеть гигантскую сто пятидесятилетнюю черепаху.
Каждая регата – это не только ответственность и личностная трансформация. Это незабываемые впечатления и романтика, наслаждение от моря и природы. Увиденное сложно передать словами, но я всё же расскажу про пару моментов, которые особенно запомнились.
У острова Стромболи мы наблюдали за действующим вулканом, который извергается каждые 15 минут. Ночью мы дрейфовали у его подножия и в полной темноте смотрели, как над кратером клубится дым, сверкают искры и гремит земля. Это было гипнотическое зрелище: словно салют внутри горы.
А на острове Вулькано я арендовала мопед и вместе с подругой каталась по пустынным дорогам. Мы пили солёный лимонад — настоящий эликсир против жары, солнца и усталости. И всё это — как сцена из итальянского фильма, где ты в главной роли.
В следующий раз я решила снизить градус стресса и взять на борт «спящего капитана» — это опытный шкипер, который не несет ответственности, но всегда может помочь советом. Осенью я иду на регату на Лазурный берег. Хочу просто плавать под парусом, наслаждаться и получать воспоминания на всю жизнь.
Присоединяйтесь!
Благодарю редактора Настю Седухину (@NastiaSD) за помощь в написании статьи и фотографа Максима Чернышева (@vxblvck) за фотосъемку событий.