Доверие как основа корпоративной культуры: принципы и практики

Доверие как основа корпоративной культуры: принципы и практики

С начала 90-х годов XX века вопрос доверия стал важной темой для обсуждения среди политиков и экономистов. Пристальное внимание было вызвано тем, что ученые обнаружили связь между уровнем доверия и экономическим благополучием страны.

Два французских профессора — Ян Алган из HEC и Пьер Каюк из Sciences Po — провели расчеты и выяснили, что 45% всех изменений в ВВП связано с увеличением уровня уверенности. Они утверждают, что если бы страны достигли уровня доверия, сопоставимого со Швецией — одним из лидеров в этом аспекте, то валовый продукт на душу населения в Великобритании мог бы вырасти на 7%, в Германии на 9%, а в России на целых 69%.

Это дает основания полагать, что увеличение доверия в России может стать основой для значительного прогресса в развитии не только отдельных компаний, но и всей страны.

Что такое доверие в коллективе

Сегодня доверие — один из инструментов эффективного управления персоналом. Его отсутствие приводит к низкой скорости принятия решений, трансакционным издержкам и низкой конкурентоспособности. В свою очередь высокий уровень доверия помогает создать атмосферу взаимопонимания и поддержки, упростить рабочие процессы и избежать сложных бюрократических процедур.

Доверие — это всегда риск, на который человек готов пойти ради взаимовыгодного сотрудничества. В зависимости от глубины общения с человеком, доверие может быть преходящим (краткосрочным) или устойчивым. Уверенность в коллеге снижает необходимость в постоянном контроле, что позволяет потратить время и деньги на более полезные задачи. Кроме того, когда люди верят своим коллегам и начальству, в коллективе снижается уровень стресса. Благодаря этому сотрудники сосредотачиваются на выполнении рабочих поручений, не отвлекаясь на конфликты.

Наконец, доверие — важный аспект в долгосрочном стратегическом планировании. Компании, которые выстраивают качественные отношения с партнерами, клиентами и сотрудниками, быстрее адаптируются к изменениям, эффективнее использовать имеющиеся ресурсы и принимать смелые решения.

Как построить доверительные отношения в коллективе?

Выстраивание доверительных отношений — долгосрочный процесс, важную роль в котором играет руководитель. Лидеру необходимо показать свою готовность быть открытым и честным, умение принять свои ошибки и слушать мнение других людей.

Концепция доверия Робина Дрика включает несколько ключевых рекомендаций для лидеров и организаций. Во-первых, следует «усмирить свое эго» — это означает, что руководители должны проявлять скромность, быть готовыми слушать и принимать обратную связь. Во-вторых, важно признавать значимость окружающих людей и уважать их мнение. Один из критически важных элементов доверия — готовность проявлять искреннюю заботу о благополучии окружающих и делиться ресурсами. Именно это привлекает людей и позволяет выстраивать с ними доверительные отношения. Такое поведение сотрудников создает поддерживающую атмосферу, в которой каждый чувствует себя уверенно.

КОМПАС

Мы не нашли готовой методологии, которая вооружала бы руководителя набором практических инструментов управления атмосферой в команде. Существующие подходы зачастую касаются корпоративной культуры, которая является предметом управления на уровне всей организации, в то время как атмосфера в рабочей группе — объект под контролем конкретного руководителя. Поэтому мы разработали собственную операционную модель, позволяющую обеспечить формирование, поддержание и улучшение атмосферы в команде – «КОМПАС».

Модель состоит из шести проекций:

  • Культура — определение и внедрение ценностей и норм поведения внутри команды;
  • Организация (роли в команде) — распределение социальных ролей, обеспечивающих благоприятную атмосферу в команде;
  • Мотивация и развитие — создание стимулов и развитие компетенций сотрудников для положительного влияния на атмосферу в команде;
  • Процедуры — внедрение ритуалов и практик, укрепляющих связи и коммуникацию;
  • Аналитика — диагностика, анализ и выработка мер по улучшению показателей, влияющих на атмосферу в команде;
  • Среда — обеспечение технологических и инфраструктурных условий для благоприятной атмосферы в команде.

Использование модели позволит снизить риск конфликтов и выгорания, а также ускорить адаптацию новых сотрудников. Как следствие, коллектив, использующий данную модель, должен стать более гибким, продуктивным и устойчивым к внешним вызовам.

С более подробными рекомендациями по построению доверия в рабочих группах можно ознакомиться в 44-ом выпуске журнала SberKnowledge по ссылке.

6
Начать дискуссию