Доверие как основа корпоративной культуры: принципы и практики
С начала 90-х годов XX века вопрос доверия стал важной темой для обсуждения среди политиков и экономистов. Пристальное внимание было вызвано тем, что ученые обнаружили связь между уровнем доверия и экономическим благополучием страны.
Два французских профессора — Ян Алган из HEC и Пьер Каюк из Sciences Po — провели расчеты и выяснили, что 45% всех изменений в ВВП связано с увеличением уровня уверенности. Они утверждают, что если бы страны достигли уровня доверия, сопоставимого со Швецией — одним из лидеров в этом аспекте, то валовый продукт на душу населения в Великобритании мог бы вырасти на 7%, в Германии на 9%, а в России на целых 69%.
Это дает основания полагать, что увеличение доверия в России может стать основой для значительного прогресса в развитии не только отдельных компаний, но и всей страны.
Что такое доверие в коллективе
Сегодня доверие — один из инструментов эффективного управления персоналом. Его отсутствие приводит к низкой скорости принятия решений, трансакционным издержкам и низкой конкурентоспособности. В свою очередь высокий уровень доверия помогает создать атмосферу взаимопонимания и поддержки, упростить рабочие процессы и избежать сложных бюрократических процедур.
Доверие — это всегда риск, на который человек готов пойти ради взаимовыгодного сотрудничества. В зависимости от глубины общения с человеком, доверие может быть преходящим (краткосрочным) или устойчивым. Уверенность в коллеге снижает необходимость в постоянном контроле, что позволяет потратить время и деньги на более полезные задачи. Кроме того, когда люди верят своим коллегам и начальству, в коллективе снижается уровень стресса. Благодаря этому сотрудники сосредотачиваются на выполнении рабочих поручений, не отвлекаясь на конфликты.
Наконец, доверие — важный аспект в долгосрочном стратегическом планировании. Компании, которые выстраивают качественные отношения с партнерами, клиентами и сотрудниками, быстрее адаптируются к изменениям, эффективнее использовать имеющиеся ресурсы и принимать смелые решения.
Как построить доверительные отношения в коллективе?
Выстраивание доверительных отношений — долгосрочный процесс, важную роль в котором играет руководитель. Лидеру необходимо показать свою готовность быть открытым и честным, умение принять свои ошибки и слушать мнение других людей.
Концепция доверия Робина Дрика включает несколько ключевых рекомендаций для лидеров и организаций. Во-первых, следует «усмирить свое эго» — это означает, что руководители должны проявлять скромность, быть готовыми слушать и принимать обратную связь. Во-вторых, важно признавать значимость окружающих людей и уважать их мнение. Один из критически важных элементов доверия — готовность проявлять искреннюю заботу о благополучии окружающих и делиться ресурсами. Именно это привлекает людей и позволяет выстраивать с ними доверительные отношения. Такое поведение сотрудников создает поддерживающую атмосферу, в которой каждый чувствует себя уверенно.
КОМПАС
Мы не нашли готовой методологии, которая вооружала бы руководителя набором практических инструментов управления атмосферой в команде. Существующие подходы зачастую касаются корпоративной культуры, которая является предметом управления на уровне всей организации, в то время как атмосфера в рабочей группе — объект под контролем конкретного руководителя. Поэтому мы разработали собственную операционную модель, позволяющую обеспечить формирование, поддержание и улучшение атмосферы в команде – «КОМПАС».
Модель состоит из шести проекций:
- Культура — определение и внедрение ценностей и норм поведения внутри команды;
- Организация (роли в команде) — распределение социальных ролей, обеспечивающих благоприятную атмосферу в команде;
- Мотивация и развитие — создание стимулов и развитие компетенций сотрудников для положительного влияния на атмосферу в команде;
- Процедуры — внедрение ритуалов и практик, укрепляющих связи и коммуникацию;
- Аналитика — диагностика, анализ и выработка мер по улучшению показателей, влияющих на атмосферу в команде;
- Среда — обеспечение технологических и инфраструктурных условий для благоприятной атмосферы в команде.
Использование модели позволит снизить риск конфликтов и выгорания, а также ускорить адаптацию новых сотрудников. Как следствие, коллектив, использующий данную модель, должен стать более гибким, продуктивным и устойчивым к внешним вызовам.
С более подробными рекомендациями по построению доверия в рабочих группах можно ознакомиться в 44-ом выпуске журнала SberKnowledge по ссылке.