От скучных уроков до повышения успеваемость с Power Point: 8 необычных приёмов создания текста презентаций

От скучных уроков до повышения успеваемость с Power Point: 8 необычных приёмов создания текста презентаций, которые влюбят в себя даже самых ленивых учеников

Одна из проблем современного образования в том, что 70% учеников теряют интерес к материалу уже через 10 минут традиционного урока (по данным исследования Института детского развития США за 2022 год). Причина проста – мозг современного подростка привык к динамичному потоку информации и ярким визуальным образам, он просто не хочет воспринимать серьезную и достаточно сложную информацию долго. Поэтому на первый план выходит??? БИНГО – презентации

(Cпойлер – пример презентации для урока истории в моём ТГ-канале ShablonDA Power Point).

Начнем с самых простых правил при создании презентаций. Первое и основное – понять, кто ваша целевая аудитория. Как бы смешно это не звучало, но тем не менее, это основа основ J Спасибо Филиппу Котлеру за его труды: именно он сформулировал четкие правила маркетинга, которые помогут продать что угодно и кому угодно. Да, презентации со школьными темами – тоже продукт, а покупатели – ученики, которые должны всё запомнить.

Наша тема – «подготовка текста для школьных презентаций», а наша ЦА – ученики. Задача – говорить с ними на одном языке, и тогда любой материал они наверняка запомнят.

От скучных уроков до повышения успеваемость с Power Point: 8 необычных приёмов создания текста презентаций

Интерпретация нашей ЦА: нынешнее поколение растёт в социальных сетях, а это означает, что у большинства ребят развито клиповое мышление, нет желания читать длинные тексты (о книгах вообще молчу), они не усидчивые от слова совсем. Доверие подростков можно заслужить с помощью юмора, хорошего визуала и музыкального оформления (в нашем случае презентации = наш помощник). Важно давать им возможность высказывать своё мнение, не навязанное кем-то, ведь в силу переходного возраста у подростка этот период проходит под знаком поиска своей идентичности, поэтому им необходимо самовыражаться. Итог – хотите заинтересовать подростка темой – предоставьте ему возможность по ней высказаться.

Вывод: текст должен быть очень простым, в то же время запоминающимся, ну и по классике – «одна мысль – один слайд», больше всё равно не воспримут и не запомнят. Важно – взаимодействие, поэтому любые обсуждения и дискуссии приветствуются.

«Девушки бывают разные – чёрные, белые, красные» или Стили бывают разные – научные, формальные, яркие.

И мы переходим к следующему ключевому аспекту – стилю изложения. Стиль может варьироваться от официального до неформального, и его выбор должен соответствовать как теме презентации, так и ожиданиям аудитории. Важно понимать, что стиль изложения влияет на восприятие информации, и правильный выбор может значительно повысить эффективность коммуникации со школьниками. И тут надо посмотреть на первый пункт – наша ЦА.

Стили, которые точно будут интересны для учеников:

Простой разговорный

Представьте, что вы делаете презентацию для друга, с которым давно не виделись. Вы же не начнете с «В ходе нашего коммуникативного взаимодействия…»? Нет! Пишите, как живой человек, а не дипломат или научный деятель. Учащиеся точно вас не поймут. Задача простого текста сделать так, чтобы текст мог понять даже ваш кот или я – блондинка😊

Юмор в тексте, даже если это изложено в художественном или научном формате. Спойлер – смотри презентацию про Распутина у меня в TG-канале.

Добавьте немного юмора – это как соль в супе. Только не переборщите, а то получится суп с анекдотами, который никто не захочет есть. Примеры характерных фраз: «Следы преступления вели в тупик – буквально, а не фигурально выражаясь», «Шведы шли-шли на Российскую Империю и не дошли» или «Карл мы уже не в Российской Империи, а в Османской, всё было как в тумане».

Важный момент – темы табу, на которые точно мы не шутим!

Публицистический – идеальный вариант для заголовка любого слайда или выделения каких-либо фактов.

Итак, публицистический стиль, который можно смело назвать «серьёзной лёгкостью» в мире текстов. Представьте, что вы не просто сухо излагаете факты, а создаёте настоящий коктейль из информации и эмоций, ведь главная фишка текста – его «живость». Это как приготовить идеальный оливье – нужно точно знать пропорции, но при этом не бояться добавить огурцов и яблок для полного раскрытия вкуса! Что важно помнить: точность и конкретность – никаких «как бы» и «типа того». Если пишете о 100 рублях, значит 100, а не «куча денег».

Примеры: «Последний султан: история падения династии, которую боялась вся Европа на протяжение 600 лет» или «Как один человек и его решения повлияли на судьбу величайшей державы мира – Османской империи».

От скучных уроков до повышения успеваемость с Power Point: 8 необычных приёмов создания текста презентаций

От хаоса к порядку: почему структура презентации важнее, чем кажется

Представьте, что вы смотрите сериал, где сцены перемешаны как в калейдоскопе. Интересно? Вряд ли! То же самое с презентацией: если информация прыгает, как кузнечик, школьники выключатся быстрее, чем вы успеете перейти к 4 слайду вашей презентации.

Самый простой способ выстроить грамотно и интересно своё выступление – написать короткий сценарий, состоящий только из заголовков. Так вы сможете структурно понять, правильно выстроен текст или нет. Заголовки пишем в публицистическом стиле, чтоб они хорошо запоминались, и вас хотелось слушать. В общем и целом, как говорили у меня во ВГИКе – должно быть «вкусно».

Помните - хорошая структура, это как идеальный сериал, который будет понятен только когда вы смотрите все серии «Игры престолов» последовательно, а не прыгаете с 1 на 10 и так далее. Хорошо структурированный текст – это не просто набор фактов, это продуманная система, где каждый элемент работает на общую цель – запоминание материала.

Мастер сторителлинга. Мы живём в мире, где важно зацепить нашего слушателя, а его внимание дороже золота (или биткоина), умение рассказывать истории – это супер сила, которая превращает вас из «просто педагога» в «учителя года, которого будут вспоминать сквозь года и рассказывать своим внукам». Главная цель – умение делать обычное (в нашем случае факты, научные труды, задачи и тд.) – интересным, а скучное – захватывающим. В качестве примера можете посмотреть презентацию в моём ТГ-канале ShablonDA Power Point – «Тайна Распутина: Святой грешник, который пережил яд, пули и… сплетни» (написано в стиле – детектив с нотками мистики).

От скучных уроков до повышения успеваемость с Power Point: 8 необычных приёмов создания текста презентаций

Помните знаменитое “Краткость – сестра таланта” от Антона Павловича Чехова?

Если бы он жил сейчас, его бы назвали трендсеттером в мире презентаций, так как он передавал смысл излагая текст коротко, ясно и по сути. Это то, к чему нам надо стремится, чтобы найти отклик в глазах учеников.

Давайте будем честны, что много текста на слайде, который просто перенесли из книги или статьи – точно никого не заинтересует и будет негативно воспринят учениками. Длинный предложения на слайдах презентаций Power Point – это как анекдот, который никто не понял. У вас нет задачи победить в конкурсе на самый длинный текст на слайде.

Что делать? Переосмыслить подход! Представьте, что ваша презентация – это не диссертация, а пост в социальных сетях. Вот пример:

Было (текст из Wikipedia – 190 слов):

Реформы Петра I, петровские преобразования XVIII века — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в Русском царстве в период правления Петра I с 1696 по 1725 год.

Реформаторскую деятельность Петра I условно можно разделить на два периода (этапа): 1696-1700 гг., при которых была проведена Азовская кампания и 1700-1721 гг., период Северной войны, основание Санкт—Петербурга (1703 г.) и Полтавская битва (1709 г.).

После 1721 г. происходило формирование Российской империи, походы на Кавказ и смерть Петра 28 января (8 февраля) 1725-го года.

Особенностями первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер действий, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведения войны, сборы проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ, на первом этапе проводилась активная модернизация уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными. Результатами реформ стало создание современной на тот момент регулярной армии и соответствующего аппарата государственного управления, возвращение России к активной внешней политике и вход в число мировых держав. Однако вместе с тем, экономические возможности страны с трудом могли соответствовать подобным амбициям, что тормозило развитие страны и создавало предпосылки для будущих кризисов, вызвавших дворцовые перевороты.

От скучных уроков до повышения успеваемость с Power Point: 8 необычных приёмов создания текста презентаций

Стало (51 слово):

Реформы Петра I (1696-1725) разделились на два этапа

I этап

1696-1700 гг. (Азовская кампания)

отличался спешкой и насильственными методами

II этап

1700-1721 гг. (Северная война)

более планомерным

Результаты

· создание регулярной армии

· нового государственного управления

· выход России на мировую арену

Минусы

Экономика не всегда справлялась с амбициями, что позже привело к кризисам

От скучных уроков до повышения успеваемость с Power Point: 8 необычных приёмов создания текста презентаций

Помним, что слайды – это не учебник, а помощник для аудитории. Текст должен быть кратким, чётким и понятным.

Для вашего удобства мини-шпаргалка:

1. Один слайд – одна мысль

2. До 40-60 слов на слайде (не считая заголовок)

3. Используйте маркированные списки (буллиты), их визуально проще воспринимать

4. Замените сложные слова простыми

5. Убираем необязательные знаки препинания (создают визуальный шум на слайде)

Итог: ваша задача – не впечатлить количеством написанного, а донести суть до ученика. Так что давайте будем краткими, но ёмкими! Ведь если бы Чехов жил в наше время и готовил текст для презентации, он бы точно не превышал лимит в 100 слов на слайд. И нам есть чему у него поучиться!

И мы переходим к кульминации моей писанины, примерам того, что можно сделать с любой темой, чтобы ученики вас слушали и запоминали материал:

8 революционных приёмов создания презентаций

1. “Игра: кто хочет стать миллионером отличником”

Берём за основу какой-то вопрос и далее пишем три варианта ответа. Задаем вопрос классу и когда ученики правильно ответят, то нужный вариант можно выделить цветом на этом же слайде или поставить сверху эмодзи с зеленой галочкой. Пример: откуда появилось название «Орден круглого стола» и почему? Варианты: 1. Король Артур просто любил круглые столы и ему нравилось это название; 2. Король Артур хотел, чтобы в ходе обсуждения все 25 рыцарей были равны, поэтому специально для собраний был изготовлен круглый стол; 3. Круг – символ солнца, поэтому Король Артур решил дать название ордену в знак почитания одному из небесных светил».

2. «Лента в соц.сетях»

Создавайте презентацию как серию постов в социальных сетях. Используйте эмодзи, хештеги и разговорный язык. Например: Иван Грозный поставил отметку геолокации Казань 1552 и добавил надпись «захватить».

3. «Мем-технология» – юмор наше всё

Встройте популярные мемы в учебный материал. Допустим, химия – «Мотивация учиться: ядро – знания, цитоплазма – лень, митохондрии – пытаются заставить учиться, но всё бесполезно», физика – «Закон всемирного тяготения: чем ближе контрольная, тем сильнее я притягиваюсь к кровати, (подпись снизу) хоть Менделееву сон и помог».

4. «Геймификация текста» – вариант для точных наук

Превратите каждый слайд в уровень игры. «Прокачай свои знания до 100-го уровня!», «Получи дополнительный балл за правильный ответ!» – такие формулировки мотивируют лучше любой угрозы контрольной.

От скучных уроков до повышения успеваемость с Power Point: 8 необычных приёмов создания текста презентаций

5. «Сторителлинг в действии»

Вместо сухого перечисления фактов, создайте историю и любая тема станет интересной. «Представьте, что вы – молекула воды в процессе испарения. Что вы чувствуете? Какие приключения вас ждут?» или «Представьте: Ньютон сидит под яблоней, и тут — яблоко упало! — не гравитацию открыл, а шишку получил. Вот вам и закон всемирного тяготения». Подход не только удерживает внимание, но и учит формулировать мысли лаконично.

6. «Челлендж-метод»

Бросьте вызов ученикам: «Сможешь объяснить этот принцип своими словами за 30 секунд?», «Придумай лучшее применение этого правила в жизни», «Расскажи главную идею крестовых походов за минуту».

7. «Игра в отзывы или рубрика подискутируем»

Организуйте виртуальную дискуссию между историческими личностями или научными концепциями, например «Ньютон: Я открыл закон всемирного тяготения! Эйнштейн: А я его немного подправил 😉», «Лермонтов: я написал поэму «Кавказский пленник». Пушкин: А я его вдохновил».

8. «Хотим продолжения»

Введу маленькую метафору – уроки как сериал. Задача сделать так, чтобы следующего ждали с нетерпением, поэтому концовка важна! Пример: «На следующем занятии узнаете, как Пётр I открыл окно в Европу (или прокачал лайфхаками). Спойлер: бороды он не одобрил» или «Зелёный детектив: расследование природных загадок Амазонки».

И в конце хочется еще раз подчеркнуть – современная презентация – это не просто набор слайдов, а инструмент для создания увлекательного образовательного опыта. Используйте эти приёмы с умом, и ваши ученики будут не просто слушать, а впитывать знания с неподдельным интересом.

P.S. И да, даже самый ленивый ученик оценит ваш креативный подход к обучению

С любовью #ShablonDA 🥰

Начать дискуссию