Психология худшего выбора. Почему с возрастом человек выбирает невежество, даже когда осознает свое решение?
Будь то избегание полезных новостей или управление карточкой, взрослые люди чаще выбирают «отключиться и не пытаться понять», даже когда эти знания могут быть полезны. Теперь учёные определили, когда именно в жизни мы начинаем выбирать путь «незнание – это счастье», ставя на первое место комфорт, а не интеллект.
Осознанное избегание информации
Исследователи из Чикагского университета определили точный возраст, в котором мы начинаем избегать информации. Это поведение известно как «эффект страуса», хоть страусы не прячут голову в песок, но имидж уже сформирован. Что касается избегающего поведения, то оно зарождается куда раньше, чем кажется.
В серии экспериментов, изучавших избегание информации у 320 американских детей в возрасте от пяти до десяти лет, ученые обнаружили, что дети младшего возраста активно искали информацию, в то время как к семи годам дети начинали избегать информацию, если ответ потенциально мог вызвать негативные эмоции.
Почему дети такие любопытные, а мы, став взрослыми, каким-то образом становимся избегателями информации? Чем обусловлен этот переход?
Само по себе избегание – это мощная защитная реакция организма. И если что-то в жизни вызвало сильный дискомфорт, то организм будет запускать реакцию заранее и с тройной силой. Поэтому, те же приступы тревоги в толпе, болезнь перед важным событием, самосаботаж, когда: «лучше я осознанно это разрушу, чем это сделает кто-то другой», мешают жить. Благо, психология располагает достаточным количеством инструментов, один из которых: когнтивно-поведенческая терапия.
Принятие и непринятие. Мотивы осознанного даунгрейда
В первом эксперименте исследователи рассмотрели пять потенциальных причин, на основе которых человек осознанно избегает новой информации:
- Уйти от негативных эмоций, таких как тревога или разочарование.
- Избежать негативной информации о собственной внешности или компетентности.
- Избежать оспаривания собственных убеждений.
- Защитить личные предпочтения.
- Действовать в своих собственных интересах и при этом казаться объективным.
Затем были разработаны различные сценарии, чтобы выяснить, вызывалось ли избегающее поведение и были ли именно эти мотивы его причиной?
Один из тестов заключался в том, чтобы попросить каждого ребёнка вспомнить любимые и нелюбимые конфеты, а затем предложить этому же ребенку посмотреть ролик о том, почему употребление каждого из озвученных им видов сладостей вредно для зубов.
Мы обнаружили, что, в то время как дети младшего возраста действительно хотели искать информацию, дети старшего возраста проявляли тенденцию к избеганию. Например, они не хотели знать, почему их любимые конфеты вредны, но совершенно спокойно узнавали, почему вредны их нелюбимые конфеты.
Моральный маневр
Затем возникает любопытный случай «морального манёвра» — когда люди предпочитают избегать информации ради собственной выгоды, но делают это так, чтобы это не выглядело эгоистично в глазах других. Это было продемонстрировано в другом сценарии.
Детям, работающим в паре, предлагали два ведра с наклейками — себе и партнёру. В одном ведерке было больше наклеек, а другое было закрыто и содержало неизвестное количество наклеек. Перед тем, как выбрать ведро, участников спрашивали, хотят ли они узнать, сколько наклеек получит их партнёр.
Интересно, как это выглядит немного в другом контексте, когда один человек может осуждать использование стероидов, ноотропов и нейросетей в определенной индустрии, и вместе с этим пить витамины, вести ЗОЖ и даже следовать элементарным принципам биохакинга, сам того не подозревая.
Мы хотим действовать в собственных интересах, но при этом очень заботимся о том, чтобы выглядеть справедливыми в глазах других. Свобода действий в моральном выборе позволяет достичь обеих целей.
Хотя знание того, сколько наклеек может попасть в спрятанное ведро, не влияло на их собственный выигрыш, дети постарше всё чаще отказывались от возможности узнать, какую выгоду получит другой человек. Таким образом, они не испытывали чувства вины, выбирая ведро с неизвестным количеством наклеек для своего партнёра.
Эта моральная свобода незнания позволяет людям выбирать выгоду, исходя из собственных интересов, сохраняя при этом иллюзию справедливости. Эта завеса невежества позволяет им действовать в собственных интересах.
Доказанные мотивы избегания информации
Результаты исследования, согласно которым по мере взросления дети всё чаще избегали изучения информации, чтобы избежать негативных эмоций, связанных с этим знанием, подтвердились по всем пяти причинам, кроме одной. Дети без колебаний и с интересом узнавали, сдали ли они тест плохо, когда ответ мог быть отрицательным. И исследователи предполагают, что это связано с изменениями в подходе к обучению. Что именно школа способствует личностному росту и позитивным изменениям, и ребенок верит, что плохой результат – лишь небольшой шаг на пути к хорошему результату.
Возможно, поскольку они получают всю эту информацию о том, что можно изменить свои способности, если приложить усилия, они более склонны искать информацию, поскольку знают, что потенциально могут повлиять на результат.
Во взрослом возрасте избегание информации встречается часто: оно может быть подавляющим для человека, угрожать устоявшимся убеждениям или вызывать страх неопределённости, который сознательно или бессознательно игнорируется. Исследователи добавляют, что такое избегание может иметь личные и общественные последствия, такие как «углубление политической поляризации или идеологической жёсткости».
Команда предлагает активно задаваться вопросом, почему человек избегает полезной информации, следуя мотиву «избежать краткосрочного дискомфорта». И это несмотря на то, что знания потенциально могут принести долгосрочную пользу. Можно ли переосмыслить эти знания как в конечном счёте ценные и полезные, что уменьшит склонность активного избегания информации?
У людей есть склонность стремиться к разрешению неопределённости, но когда разрешение ситуации становится угрожающим, они могут вместо этого переключиться на избегание. Я думаю, что есть что-то особенное в способности терпеть и даже принимать определённый уровень неопределённости. Я думаю, это может помочь не стать жертвой избегания информации.
Интересно то, что «жизнь в неопределенности» стала чуть ли не основной движущей силой последних семи лет. Технологические, политические и военные конфликты, биологическая угроза вирусов, потенциальные теракты и «прилеты дронов» становятся чем-то, что фоново существует. Как данность. И пугают не столько актуальные угрозы, сколько гипотетические страхи сингулярности и/или трансгуманизма.
О том, как не поехать крышей и при этом оставаться в ногу со временем, где есть пространство для развития и можно ли развивать себя вопреки обстоятельствам – узнаете в материалах Neural Hack. Подписывайтесь, чтобы держать под рукой полезный, а не тревожный контент!