Что следует иметь в виду, создавая стартап. Часть 5, или Железная засада

(Продолжение хоррора. Предыдущие серии: первая, вторая, третья, четвертая)

Что следует иметь в виду, создавая стартап. Часть 5, или Железная засада

ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН ?

У раввина спрашивают:

- «рэбе, что такое Судьба ?»

— ну, например, Вы идете по улице, сверху Вам на голову падает кирпич и убивает насмерть ((

— рэбе, а если кирпич не упадет?

— ну, тогда, значит, не судьба.

Когда/если дела идут хорошо – стоит призадуматься.

Потому что, по науке, мат.ожидание наступления засады — прямо пропорционально периоду пройденного времени.

Ну и, чтобы усугубить, никто еще не отменял Закона Мерфи:

«Если неприятность может случиться – она обязательно случится. Если неприятность не может случиться – она все равно случится».

И, как следствие: «Если Вам кажется, что дела идут хорошо - значит Вы чего-то не заметили».

В Вашей компании денег должно быть с запасом, чтобы Вы могли быть готовы к любым неприятным сюрпризам.

Например, продукт завершен, все готово к началу Биг Сэйлз, и вдруг оказывается, что ничего такого не будет, потому, что у Вас в кассе не хватило каких то 100 тыщ на раскрутку в Яндексе! ((

Разумеется, это гипотетическая ситуация, поскольку Вы все предусмотрели и учли еще при составлении биз-плана.

При всем при том, как бы тщательно Вы все не планировали, есть 2 фундаментальных вопроса, на которые у современной науки до сих пор нет ответа: «Откуда берется пыль, и куда деваются деньги ??».

Да, у Вас в компании наверняка есть бухгалтер, но пока что, вероятнее всего, ее/его задача сводится к подбитию квитанций и своевременной подаче налоговых деклараций.

В любом случае, будучи руководителем своей компании, Вы сами, лично, всегда должны держать руку на финансовом пульсе компании.

Вам стОит учитывать по кр мере 4 параметра:

- Burn-rate – ваши ежемесячные обязательные расходы (зарплаты, аренда, платежи по ссудам, лицензиям и тп),

- Нерегулярные обязательные платежи,

- Кэш-фло,

- Остаток средств на счету.

Зная все это, и произведя элементарные арифметические действия, велик шанс того, что дефицит средств на счету никогда не станет для вас неприятным сюрпризом.

ЖЕЛЕЗНАЯ ЗАСАДА

Данный сабжект касается, в основном, hardware проектов.

В принципе, это больше относится к завершающей стадии проекта, и говорить об этом сейчас, в статье про "Investment Ready", как бы рановато.

Но это следует учесть при составлении бизнес плана, в статье «расходы», поэтому, поговорим про «железную засаду» сейчас.

Итак.

Вы создаете какую нибудь hardware штуковину.

Прототипы и тесты позади, изделие готово к масс-продакшн и, радостное событие – на Вас «упал» большущий заказ!

Самое время призадуматься.

В отличие от 10-20-50 прототипов, массовое производство – очень непростая тема:

Заказ компонентов, изготовление плат, сборка, корпус, разнообразные тесты, маркировка, упаковка, склад, логистика на всех этапах, терки с контрагентами, и прочее, прочее.

Если Вам приходилось что-то производить – Вы и сами все об этом знаете.

Но, как обычно, щаз не об этом.

Поговорим о финансах.

Допустим, вам, по ходу Проекта, пришлось изготовить 50 штук прототипов изделия.

Каждый обошелся «дорого», допустим «аж» по 100 долларов.

Итого Вы потратили на прототипы целых 5 000 долл.

При массовом производстве Ваше изделие обходится «всего» в 50 долларов, включая все.

И вот, вдруг привалило щасте - на вас «упал» заказ на 1000 штук.

Что потребует расходов в 50 долл * 1000 = 50 000 долл.

Это та сумма, которую Вам нужно откуда-то выдернуть и вложить сегодня в производство этой партии.

Цикл производства – от заказа компонентов и комплектущих – до получения готового, работающего и упакованного изделия, может занять несколько месяцев.

Затем изделия пойдут по потребителям.

Начать получать оплату за изделия вы сможете лишь через какое то время, учитывая, что в b2b сегменте приняты оплаты с отсрочкой 30...90 дней.

(И хорошо еще, если покупатели – не ритэйл, которые вообще платят только после реализации) (плюс те же 30..90 дней).

Таким образом, только лишь по производству и поставкам изделия, у Вас происходит кассовый разрыв, хорошо если на 6 месяцев.

Более того, все эти 6 месяцев Вам надо платить зарплату сотрудникам, и скорее всего у Вас имеются и другие регулярные или нерегулярные, но обязательные платежи.

Итого:

Вам следует заранее продумать, как Ваша компания планирует дотянуть до получения прибыли, и заранее запланировать все эти расходы.

А также подумать, как Вы их покроете.

Вы заранее договорились с инвестором (письменно, разумеется), что он выделит на это средства?

У Вас есть возможность взять краткосрочный займ?

Открыть кредитную линию?

Иное?

* по статье "Иное": да, конечно существуют так наз Factoring Loans, предназначенные именно для финансирования изготовления чего-нибудь. Но, учитывая что вы - молодой и никому неизвестный стартап, риск того, что Вам удастся оторвать такую ссуду - минимальный ((

Не пропустите этот важный момент.

*********** продолжение следует *****

в Шестой части мы узнаем, какую кофеварку следует покупать для СЕО

Начать дискуссию