Медицинская практика и жизненная философия врачей в произведениях Михаила Афанасьевича Булгакова «Записки юного врача» и «Собачье сердце»

15 мая 2021 года исполняется 130 лет со дня рождения русского писателя, драматурга, режиссёра, а также, что немаловажно, врача Михаила Афанасьевича Булгакова. Он написал множество произведений, в которых отразилась эпоха сложных противоречивых коллизий первой половины XX века, а персонажи явились носителями судеб и мировоззрений разных слоёв общества.

Собственная врачебная практика обусловила появление в художественном мире М. А. Булгакова образ врача, который стал занимать одно из ключевых мест в его творчестве. В булгаковских произведениях можно проследить глубокую содержательную эволюцию героев. Образ врача, который сложился в цикле рассказов «Записки юного врача» и в повести «Собачье сердце», интересен для сопоставления и анализа калейдоскопичности картины жизни героев. Если рассматривать каждого персонажа по отдельности, то невооруженным взглядом видна профессиональная эволюция одного и моральная деградация другого.

Впервые образ врача появляется в творчестве М. А. Булгакова в цикле «Записки юного врача», состоящего из шести рассказов, объединенных одним главным героем-рассказчиком: «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз» и «Звездная сыпь». Главное событие, описанное в цикле - работа земским врачом в Смоленской губернии. Булгаков планировал всю свою жизнь посвятить медицине, а именно помощи нуждающимся. Собственно, поэтому окончил медицинский факультет на тот момент лучшего высшего учебного заведения Российской империи, что давало будущему писателю достаточно большие перспективы.

События, описанные в «Записках юного врача», считаются едва ли не самыми светлыми в биографии писателя: «благословенный и трудный период испытания мужества и врачебного мастерства, творчески полезной и признанной работы». В основе цикла лежат реальные жизненные обстоятельства М. А. Булгакова, однако в некоторых событиях неуверенность и неопытность юного врача гиперболизирована: во внутренних монологах он часто вступает в конфликт с самим собой и во время операций бегает дочитывает учебники.

В первые недели работы в земской больнице юному врачу приходится сталкиваться с различными трудностями, ведь поток больных не прекращается ни днём, ни ночью. В одно из первых дежурств Булгакову пришлось принимать роды, при этом он ни разу даже не видел этой процедуры. Также роды отягощались двумя трудными обстоятельствами: неправильное расположение плода и нервный муж пациентки, угрожающий пистолетом на протяжении всей операции. В «Крещении поворотом» юный врач также успешно справился с родами: удачно развернул ребёнка в утробе матери, бегая домой вычитывать параграфы учебника.

Ещё один яркий случай, который произошёл на медицинской службе, дифтерийный круп у маленькой девочки. Она почти уже не могла дышать, поэтому операцию пришлось делать срочно. Молодому врачу в рассказе «Стальное горло» повезло: он, вставив трубку в трахею не стал высасывать круп, хотя без этого спасти ее бы не удалось, однако в реальной жизни Булгаков высосал через трубку «пленку», которая мешала дышать. Этот случай показывает нам самоотверженность главного героя. Чтобы не заразиться, он вколол сыворотку, однако в то время вакцина была некачественной и М. А. Булгакову пришлось притуплять последствия прививки морфием. Впоследствии он стал морфинистом и долгое время пытался перестать принимать его.

Итак, в центре булгаковского цикла талантливый врач, обладающий удивительным даром лечить и спасать людей. Молодость героя, его энергичность, понимание того, что только от него зависит жизнь пациента, отбрасывает на второй план его юношескую неуверенность, помогает ему бороться за жизнь больных. Его роль сводится не только к лечению, но и к просвещению «тьмы». Его профессиональный долг - спасти жизнь больному или хотя бы облегчить его страдание - превращается в долг человеческий, он просто заслоняет все остальные личные желания: у него нет «ни минуты покоя», он, «возвращаясь из больницы в девять часов вечера, <…> не хотел ни есть, ни пить, ни спать». Вся его жизнь напоминает бой, который «каждый день начинался утром при бледном свете снега, а кончался при желтом мигании пылкой лампы молнии». Хотя юный врач часто опасается того, что может навредить пациенту из-за своего незнания, его нельзя назвать трусливым, в нем есть храбрость, которая помогает ему решиться на трудные случаи, рискнуть и тем самым спасти жизнь человеку. Талант, смелость и ответственность – вот те человеческие и профессиональные качества, которые отличают булгаковского врача. Прежде всего, врачебный долг определяет его отношение к больным. Он глубоко жалеет страдающего человека и горячо хочет ему помочь. Жалеет и маленькую задыхающуюся Лидку («Стальное горло»), и девушку, попавшую в мялку («Полотенце с петухом»), и роженицу, не дошедшую до больницы и рожавшую у речки в кустах, и бестолковых баб, говорящих о своих болезнях совершенно непонятными словами («Пропавший глаз») и всех своих пациентов. Он относится к ним с подлинно человеческим чувством. В этих рассказах обнаруживается тесная духовная связь врача с пациентами. Юный врач борется за жизнь каждого больного, они тесно связаны друг с другом (физическая боль пациента вызывает внутреннее психологическое мучение юного врача, в «Морфии» болезнь настигает самого врача). Он всегда чувствует смерть, которую ненавидит, и видит в лицах пациентов удивительную красоту жизни, которую старается не потерять: «На белом лице у нее, как гипсовая, неподвижная, потухала действительно редкостная красота. Не всегда, не часто встретишь такое лицо». Юный врач олицетворяет ту силу и могущество, которые позволяют ему бороться за жизнь пациентов, он воин, воплощающий идеалы и принципы самоотверженного, бескорыстного сострадания и добра. А, вместе с тем, он интеллигент, коим считал себя М. А. Булгаков. В цикле мы видим взросление человека, его превращение из юного врача в профессионала.

В «Собачьем сердце» образ врача выглядит уже иначе: он не просто медик или рядовой врач какой-то больницы, а профессор-ученый, трудящийся в своей квартире-клинике. Повесть имеет биографические и литературные источники. По мнению Л. Е. Белозерской, прообразом главного героя повести, профессора Преображенского, был Н. М. Покровский, родной брат матери М. А. Булгакова, врач-гинеколог и бывший ассистент знаменитого московского профессора гинекологии В. Ф. Снегирева. Образ профессора Преображенского выстроен при помощи описания нескольких рассказчиков: Шарика, доктора Борменталя и стороннего рассказчика, чья позиция приближена к авторской.

Первое, на что стоит обратить внимание – это манера поведения профессора. Основной чертой этого персонажа является властность: он не говорит, а командует, не входит, а «вплывает», движения у него королевские. Через восприятие Шарика дается нам первая и чрезвычайно выразительная характеристика профессора Преображенского: «Именно гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин. Ближе – яснее – господин». Образ складывается постепенно: Шарик точно для себя не может определить, кто перед ним: вначале пес называет его «бескорыстная личность», потом «благодетель и благотворитель», затем «чудак». Образ профессора Преображенского раскрывается в различных ситуациях, в которых профессора видит Шарик: прием пациентов, визит членов домкома и обед. В сцене приема пациентов внешне образ профессора-волшебника представляется возвышенным. Человек, за которым идет Шарик, приводит его в мир, наполненный светом. Кабинет «ослепил пса своим убранством. Прежде всего, он весь полыхал светом; горело под потолком, горело на столе, горело на стене, в стеклах шкафов. Свет заливал целую бездну предметов, из которых самым занятным оказалась громаднейшая сова, сидящая на суку». Однако возвышенный образ профессора быстро принижается: врач и его посетители выглядят комически и неприятно. Сам Филипп Филиппович вроде бы занят благородным делом – продлением жизни, возвращением молодости, однако складывается ощущение, что его пациенты не люди, а фальшивые игрушки. Профессор лечит далеко не лучших представителей человеческой популяции, проблемы, с которыми обращаются к профессору, вызваны развратом, прелюбодеянием и растлением. Некоторые симптомы пациентов не носят медицинский характер, а исход его вмешательств порой шокирует:

омоложение дает эффект, сказывающийся на моральном облике его пациентов. В кабинете, который воспринимается как символ света и мудрости, творятся почти адские дела, и поэтому здесь нельзя говорить о том, что врач на стороне Добра.

У опытного профессора, в отличии от юного доктора, есть уверенность в своих действиях. Он ставит свое мнение выше других и делает только то, что считает нужным. Эгоцентризм Филип Филипповича зашкаливает, когда он все же пересаживает «заветный» орган, переделывая пса Шарика в человека Шарикова. Профессор умен, однако у него отсутствуют те «приземленные» качества, которые отличают обычных людей, при этом он почему-то может вершить чужими судьбами. Филипп Филиппович не ставит ни во что, пришедших к нему представителей дома, даже девушке он осмелился задать вопрос: «вы мужчина или женщина?». А далее в телефонном разговоре говорит, что приходила «женщина, переодетая в мужчину». Он относит себя к интеллигенции, но при этом позволяет себе такое неуважительное отношение к людям. В чем-то образ Филиппа Филипповича напоминает Доктора Живаго, эгоцентризм которого привёл к событиям, произошедшим в его жизни. Самое неприятное, чем занимается профессор Преображенский, это его эксперименты над людьми и животными. «Милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают» сможет только человек, как профессор Преображенский. Такого права ему никто не дает, а решения он принимает только под гнетом эгоизма и равнодушия к своим пациентам. Ведь он не переживает с ними их боль, не ведет пациента от первого приема до полного выздоровления, как это делает медик из «Записок юного врача».

Филипп Филиппович русский «интеллигент», человек «высокой» культуры и «независимого» ума. В доме сохраняются культурные традиции, а профессора как раз больше всего тревожит падение культуры. Представитель старой интеллигенции исповедует прежние принципы жизнеустройства. Имея свой взгляд на происходящее в стране, Филипп Филипповичем критически воспринимает все то, что творится вокруг него. Профессор не скрывает неприязни к революции и новым порядкам.

Многозначность образа врача в этой повести ярко раскрывается в эпизоде операции Шарика. Она представлена, с одной стороны, как научное священнодействие и, с другой стороны, как преступление против природы и ее законов. В начале операции происходит «преображение» профессора Преображенского: он предстает как символ света, творящий нечто божественное, священное.

В ходе операции образ врача изменяется: в профессоре Преображенском подчеркивается нечто хищное, противоречащее званию врача. Участники операции более напоминают убийц, нежели профессионалов, спасающих чью-то жизнь.

Таким образом, в повести «Собачье сердце» по-другому рассматривается образ врача, в ней подчеркнута его иная сущность. Не отвергнут и прежний смысл Булгакова – врач, излечивающий людей. Хотя и стоит отметить, что она не является ведущей и не выставлена на передний план. Преображенский как врач занимается лишь лечением оболочки, внешних изменений, он не излечит – в его образе нет функции «снятия» боли. Его пациенты - люди с темной душой, «фрукты», как называет их Шарик. Юный врач из цикла рассказов любит и жалеет своих пациентов, они для него прекрасны, они нуждаются в заботе врача – это дети и женщины. Юный врач служит безвозмездно, а Преображенский занимается этом исключительно в корыстных целях. Жизненная философия профессора и молодого врача совершенно различна. Филипп Филиппович преследует выгоду, не задумываясь о морально-нравственных принципах, он привык жить на широкую ногу - прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды, а его больные это бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему. Профессор Преображенский много рассуждает об окружающей его советской действительности, что даёт нам понять, профессор — противник любого террора и Советской власти. В итоге, он все же понимает, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. Молодой врач из цикла «Записки юного врача» не так много рассуждает, у него нет шикарных обедов, его пациенты это простые люди. В отличии от Филиппа Филипповича, его фамилия не была широко известна, а, наоборот, его «юный вид отравлял существование на первых шагах, каждому приходилось представляться». Герой «Записок» не показан идеальной личностью (собственно, как и Филипп Филиппович), но его жизненная философия и убеждения располагают к себе: он ведёт постоянную борьбу не только с болезнями, но и с собственным малодушием, робостью, недостаточной профессиональной подготовкой. В результате, за год проведённой в глуши, и днями, наполненными нескончаемой работой, герой меняется даже внешне. Однако его внутренние изменения гораздо значительнее: юный врач поверил в свои силы, понял, что способен на многое и может противостоять даже самым тяжелым обстоятельствам. В отличии от профессора Преображенского, он трансформировался из юного врача в настоящего профессионала-интеллигента.

1
Начать дискуссию