Как Facebook чуть не упустил мобильную революцию
Сегодня об этом мало кто помнит, но Facebook чуть не проспал мобильную революцию.
В 2011 году компания гордо провела конференцию F8, на которой представила массу крутых продуктов. И практически все они были заточены под веб. Пока команда корпела над подготовкой, мир стремительно превращался в mobile-first.
Да, у Facebook уже имелись приложения для iPhone и Android. Но они были ужасны: построенные на HTML5 (языке для создания сайтов, а не мобильных программ), они тормозили и постоянно вылетали.
В 2012-м Цук осознал промах и развернул весь корабль. Он:
- начал работать исключительно с телефона
- заставил продакт-менеджеров отключить на своих устройствах десктопную версию соцсети
- составил письмо акционерам для IPO, набрав весь текст (4000 слов!) на смартфоне
- объявил, что совещания, где не покажут мобильную версию первой, будут немедленно завершаться
Стратегия сработала. Сегодня 80% времени в Facebook и почти 100% в Instagram пользователи проводят с мобильных устройств. Очередная победа в копилку Цукерберга, вовремя развернувшего штурвал.
Думаю, именно этот опыт во многом объясняет, почему недавно Марк с таким параноидальным рвением бросился в метавселенные и ИИ. Он отчаянно пытается угадать следующую большую платформу, которая придёт на смену мобильной эре. Его философия проста: нужно инвестировать до того, как технология “выстрелит”, чтобы успеть нарастить нужные мышцы.
В конце концов, как гласила одна из цитат в книге, которую Цукерберг положил на стол каждому сотруднику перед IPO: “Если мы не создадим то, что убьёт Facebook, это сделает кто-то другой”.
Кстати, у меня есть ещё пара текстов на эту тему:
*Организации Meta, Instagram и Facebook признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ.
Подписывайтесь на Telegram Максим Спиридонов.