Куда уходит школа: прогноз о будущем образования после COVID-19

COVID-кризис нанес мощный удар по сфере образования во всем мире <p>Photo by <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.pexels.com%2F%40max-fischer%3Futm_content%3DattributionCopyText%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_source%3Dpexels&postId=247592" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Max Fischer</a> from <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.pexels.com%2Fphoto%2Fgroup-of-people-sitting-on-chair-5212687%2F%3Futm_content%3DattributionCopyText%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_source%3Dpexels&postId=247592" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Pexels</a></p>
COVID-кризис нанес мощный удар по сфере образования во всем мире

Photo by Max Fischer from Pexels

Качество образования предопределяет будущее развития цивилизации. От знаний, которые молодые люди получают сегодня, зависит то, каким будет мир завтра.

COVID-кризис нанес мощный удар по сфере образования во всем мире. В странах, где обучение и без того было на низком уровне, процесс остановился, так как доступа к интернет-технологиям у них попросту нет.

В России родители жалуются на перебои в работе онлайн-платформ и низкую цифровую грамотность учителей на дистанционном обучении, таковы результаты исследования центра компетенций EdCrunch University.

Как основатель и СЕО международного EdTech маркетплейса Preply могу сказать, что COVID-19 стал тестом на гибкость для системы образования. В результате наметилось несколько тенденций, которые важно сейчас очертить.

Судя по исследованию центра компетенций EdCrunch University, этот тест не был пройден успешно. Около 30 процентов респондентов заявили о перебоях в работе онлайн-платформ.

Отечественное обучение за 70 лет медленно прошло путь от советского принципа преподавания, где нужно было знать имена всех партийных деятелей до момента, когда центром системы стал ученик с его индивидуальными потребностями.

Наметилось заметное противостояние между “старой школой” и альтернативным образованием, Edtech.

Учебники оцифровали, но этого мало. Поменялся только носитель, а содержание осталось прежним. Учебный процесс постепенно будет отходить от теории и строиться на практике, игре, чтобы развивать пытливость ума и насмотренность, внимание к деталям.

Заученная наизусть теория, формулы, правила станут ненужными, когда под рукой всегда есть источник. Поэтому способность запоминать больше не является самоцелью обучения. Главное — это умение применить на практике полученные знания. Необходимым навыком станет критическое мышление, умение выбирать из вороха информации правильную, полезную, нужную.

Стандартные уроки требовали стандартно сидеть, делать стандартные жесты, если хочешь ответить на вопрос учителя. Теперь появляются новые формы подачи материала помимо лекций, интерактив воспитывает в детях лидерские качества, необходимые для достижения успеха во взрослой жизни.

Современное образование предлагает совмещать занятия в школе с выходом на природу, производства, туда, где все можно посмотреть и пощупать вживую.

Пока всего этого нет, пространством для обучения остается онлайн. Важность онлайн-платформы первостепенна, так как через нее дети взаимодействуют с учителем, другими учениками и миром в целом. Онлайн дает возможность получать знания от педагогов по всему миру и изучать, помимо школьной программы, его традицию, культуру, обычаи и местные новости. Все это расширяет кругозор ребенка и дает свободу.

Разговорная практика с носителями языков, скорее всего, увлечет гораздо сильнее, чем чтение заготовленных историй в учебнике.

Онлайн-репетиторство растет в геометрической прогрессии, к нам присоединяются учителя из стран Европы и США. Preply объединяет более 40 тыс. репетиторов из разных стран. Альтернативное обучение может дать то, чего нет и никогда не будет у традиционного образования: внимание к ученикам и моментальное внедрение авторских методик обучения. Плюс разные детали: расписание занятий, которое можно менять, интерактивы. Финансовый вопрос также влияет на качество образования: у учителей, наконец-то, есть возможность хорошо зарабатывать. Рынок EdTech в России точно готов меняться, он уже это делает.

А что наблюдается в тех странах, где не у всех есть компьютер и доступ к интернету? Еще до пандемии 387 миллионов детей во всем мире не умели читать вовсе или читали с переменным успехом, по данным ООН. Со временем разрыв между грамотными и безграмотными будет только увеличиваться, если срочно не принять меры по диджитализации всего населения земного шара. Поэтому о диджитализации заговорили теперь как о способе обеспечить право на образование для всех, независимо от социальных, экономических и эпидемиологических условий.

Помимо технологического барьера людям, желающим преуспевать в профессии, необходимо уметь преодолевать разговорный барьер. Как показало исследование Preply, зачастую россияне учат английский (65%), французский, испанский, немецкий и итальянский языки. Главная цель — развитие карьеры (32%).

В свою очередь русский язык входит в десятку самых популярных предметов для изучения на Preply, с ежегодным ростом на 250%. Учащиеся из 80 стран изучают русский язык на Preply.

Крупнейшими странами для изучения русского языка являются США, Великобритания, Германия, Польша и Франция. Интересно отметить, что учащиеся из 80 разных стран в настоящее время изучают русский язык на Preply. Большинство репетиторов русского языка на Preply родились в России, другие популярные страны — Беларусь, Казахстан и Украина. Количество репетиторов по русскому языку за последние 12 месяцев увеличилось в 3 раза.

Школа никуда не уйдет, потому что занимает важную роль в воспитании и развитии ребенка. Единственное, что ей нужно — уметь адаптироваться к вызовам, чтобы соответствовать духу и требованиям времени. Онлайн-платформы меняются быстрее, традиционные государственные учебные заведения — медленнее. Но то, что перемены будут у всех, это абсолютно точно.

Начать дискуссию