Метафоры в управлении продуктами: как слова формируют восприятие

Слова и метафоры в управлении продуктами не просто описывают опыт — они формируют, что мы видим, чувствуем и считаем возможным.

Они структурируют твоё и окружающее восприятие продукта, пользователей, команды, рынка, мира и реальности.

– Когда ты называешь продукт «инструментом», ты сразу же начинаешь думать о его применимости к 1-2 задачам, эффективности в их рамках, удобстве "под них". И ты ограничиваешь функционал.

– Когда ты говоришь «платформа» — ты смещаешь своё внимание на сеть, связи и их масштабы. Но ограничиваешь области использования.

– Когда же говоришь «Система» — ты отбрасываешь все ограничения.

Одна и та же функциональность продукта в разных метафорах перестаёт быть той же самой, открывая иные реальности для всего, что с чем ты её связываешь.

Метафоры и слова работают как фильтр для сознания

Выбрал (сознательно или бессознательно?) слово, сказал его, и вот все решения уже приняты на уровне мышления. Но ты это поймешь позже.

Метафоры формируют не только взгляд на продукт, но и внутреннее отношение продакта к самому себе.

Если ты мыслишь о продукте как о «бесконечном марафоне» — твой мозг будет воспринимать усталость как норму, а сам марафон как "успех" и "награду".

Если он воспринимает управление продуктом как «лабораторию», то появляются другие ориентиры: чистота, порядок, эксперименты и открытия.

Если продукт – это «сад», то появятся другие ориентиры: уход, забота, циклы, сезонность, органический рост.

«Космический корабль с оранжереей-садом с лабой» и вот уже сплочённый коллектив и безграниченое пространство вариантов.

Когда ты говоришь команде «рынок – поле битвы», всё начинает подчиняться логике войны: ресурсы, победы/проигрыши, конкуренты как враги и т.д.

Когда ты говоришь «рынок – это космос», тогда всё строится вокруг неизведанного.

И главная опасность для большинство команд в том, что они никогда не пересматривают свои метафоры

Они наследуют их от отрасли и живут в этих душных тесных комнатах, не осознавая того, что всю архитектуру дома можно менять.

Изучить метафоры продукта — значит обнаружить, что ты всегда смотрел на него лишь из одной комнаты. И что есть двери в другие, ведущие в иные способы мышления.

Именно на их пороге рождается выбор: быть сформированным чужими рамками или самому стать архитектором продуктовой реальности.

Подписывайтесь на Telegram Product Management & AI.

Начать дискуссию