Типичное у предпринимателей “У меня всё нормально” или история бедного Игоря

Восемь часов в день я работаю с предпринимателями. Точнее - с предпринимателями малого бизнеса (30-200 млн. годовой оборот). У меня наболело и поэтому родилась эта статья, которая, я верю, поможет некоторым из вас выдохнуть и (спойлер) выйти из операционки мать её. Давайте посмотрим на типичную историю про Игоря.

Типичное у предпринимателей “У меня всё нормально” или история бедного Игоря

(Здесь и далее все совпадения с реальными людьми случайны).

Давайте представим себе Игоря - предпринимателя средних лет, который живет и строит бизнес в Москве. Его бизнес связан с пошивом одежды для бизнеса (брендированные фартуки, комбинезоны, спецодежда, форма и пр.) Игорь уже научился зарабатывать деньги, его оборот 50 млн. руб./год. Игорь чувствует, что он молодец – он стал зарабатывать чистыми 800к-1 млн в среднем по месяцу и это очень не плохо. У Игоря есть небольшая команда 15 человек и даже есть небольшой собственный пошивочных цех.

Одновременно с этим Игорь хочет зарабатывать больше, потому что денег ему мало. Уровень жизни растет вместе с доходом и теперь кажется, что денег надо больше. Здоровая история, как по мне. Игорь сидит и думает, как бы ему заработать больше денег и решает, что надо открывать новое направление - шить одежду под собственным брендом и продавать на маркетплейсах. Вот такой у него план. С виду все неплохо, но давайте посмотрим закулисы.

При том, что у Игоря есть команда, он очень многое делает сам. Иногда ему быстрее сделать самому, иногда сотрудники не выдают нужное качество, иногда месяцами не делают простую задачу. Ему даже кажется что сотрудники работают только когда он стоит рядом, а стоит ему приехать в цех после обеда, все будут гонять кофе и без конца ходить на перекуры. Поэтому кроме “всё сам-всё сам”, Игорь перешёл в режим жесткого контроля сотрудников.

При разговоре Игорь говорит: в целом, у меня всё хорошо. С первого взгляда да - есть бизнес, неплохие обороты, есть планы по развитию. Вот только ёмкость у Игоря закончилась еще год назад. Куда в Игоря впихивать новое направление бизнеса, если в текущем всё работает только когда работает он. И, вроде, всё есть, но внутри тяжесть, а снаружи накрывают пожары.

Мой диагноз для Игоря – он наёмный сотрудник в своём же бизнесе. Поймите меня правильно, это нормально на каком-то этапе: на старте без “всё сам - всё сам” бизнес не запускается. Но приходит время, когда есть хорошая операционная прибыль и пора налаживать бизнес так, чтобы работал не собственник, а команда. Часть предпринимателей этого не видит или не хочет видеть (это же страшно, лучше меня никто не сделает). А та часть которая видит, начинает придумывать сложные многоходовки - по типу пойти поучиться выстраиванию бизнес- процессов, купить книжку по делегированию или вложить деньги в маркетинг. Опять же, так происходит потому что мозг не хочет менять знакомый ад на незнакомый рай и всячески это саботирует.

В выходе из операционки есть 3 блока:

  • стратегия: куда идем, чего хотим, как достигаем
  • бизнес-процессы: разобрать каждый процесс по косточкам, часть автоматизировать, часть адаптировать
  • команда: пересобрать команду, добавить прослойку мидл-менеджмента, настроить регулярный менеджмент

Если разобраться с этими блоками, Игорь в момент станет зарабатывать меньше и с 800к спустится на 400-500к. Но зато у Игоря освободится 5-6 часов в день, которые он сможет потратить на запуск новых направлений. В перспективе это принесет ему х5-10 дохода. К тому же, спустя 3-5 месяцев Игорь увидит, что и основное направление стало генерить больше денег: ушли пожары, всё работает чётко, клиенты довольны, сарафанка работает, сотрудники приходят с идеями.

Теперь у Игоря всё действительно нормально. Это не значит, что его жизнь - это радужный зоопарк, нет. Конечно, у него есть и хорошие и плохие моменты. Но Игорь видит, что растет и видит это в цифрах и в количестве сэкономленных нервных клеток.

Поскольку моя работа – это как раз ручками выстраивать системы, я этого насмотрелась вдоволь. Да, в процессе у предпринимателей часто поднимается сопротивление - это нормально, когда ты перестраиваешь уставшую реальность.

Наш самый главный критерий для выбора клиентов – их желание выйти из операционки и способность делать новые действия или действия по-новому. Ну а остальное отдается в руки профессионалов.

Поэтому если вы предприниматель и у вас “всё нормально”, словите ощущения: нет ли внутри усталости, тяжести, постоянного напряжения? Это не вы ленивый. Это система вокруг вас сломана. Просто она собиралась не как система, а как “лишь бы работало”.

Но можно и по-другому.

Можно сделать так, чтобы команда работала без вас, задачи выполнялись без напоминаний, а вы не выгорали, а росли. Без хаоса. Без того ощущения, что всё держится на вас.

Если вы из тех, кто уже понял, что дальше так нельзя — напишите. В Telegram, коротко, без формальностей. Посмотрим, где у вас затыки, что можно сделать уже сейчас и кого вам лучше подключить.

Если пока рано - это нормально. Просто сохраните статью. Потому что “всё нормально” - это не про рост. А мы умеем в рост - и делаем его системным, предсказуемым и, главное, реализуемым.

Автор - Мария Балиоз, основатель ReGroup - операционный директор по подписке для малого бизнеса.

Начать дискуссию