Как Интел пропустила бум ИИ чипов

Десятилетиями Интел была лидером рынка чипов в Силиконовой Долине. Однако компания упустила возможности, а также довольно некачественно реализовывала свои планы. Это и стало причиной того, что гигант оказался на обочине чиповой золотой лихорадки. В 2005 году Правление Интел рассматривало идею покупки Nvidia. Тогда небольшая компания стоила $20 млрд. Покупка не состоялась. Интел не увидела потенциала в графических процессорах и сосредоточилась на классических чипах. Доход Интел упал более чем на 30% с 2021 года, и компания недавно сократила 15 000 рабочих мест. Стоимость Nvidia, акции которой раньше были малой частью акций Интел, теперь составляет более $3 трлн, это в 30 раз больше, чем стоимость Интел. Сегодня стоимость Интел упала ниже $100 млрд. Череда ошибок Интел стала побочным продуктом корпоративной культуры, родившейся из десятилетий успеха и больших прибылей с 1980х годов. Компания поздно осознала перспективы ИИ чипов. Опомнившись в 2016 году, Интел купила стартап, производителя ИИ чипов, в 2019 она купила еще один стартап. Однако прорыва на рынке ИИ чипов не случилось. Недавно компания разработала новые чипы, которые удивили аналитиков отрасли. Но эти чипы производят не на заводах Интел, а на фабриках Taiwan Semiconductor Manufacturing Company. Как признается нынешний CEO Интел, компания упустила время и уступает Nvidia. И нагнать последнюю в ближайшее время возможности нет.

В 2005 году не было и намека на ИИ бум, который появился годы спустя. Директоры в Интел, чьи чипы были установлены в большинстве компьютеров, приняли решение, которое могло изменить то, как будет развиваться их компания.

Paul Otellini, CEO Интел в те годы, представил Правлению новую блистательную идею: купить Nvidia, стартап из Силиконовой Долины, который был известен чипами для компьютерной графики. Стартап стоил $20 млрд.

Некоторые топ менеджеры Интел верили, что дизайн графических чипов может стать ключевой технологией в дата центрах.

Но Правление колебалось. У Интел был печальный опыт с приобретением двух компаний. Эта сделка стала бы самым дорогим приобретением Интел.

Paul Otellini отступил, столкнувшись с сопротивлением в Правлении. Paul умер в 2017 году. Его предложение так и не получило развития. Один из присутствующих позже сказал, что это был «судьбоносный момент».

Сегодня Nvidia - непревзойденный лидер ИИ чипов и одна из самых дорогих компаний в мире. Интел- когда-то лидер чипов – теперь шатается и не получает бенефитов от ИИ лихорадки. Стоимость Nvidia, акции которой раньше были малой частью акций Интел, теперь составляет более $3 трлн, это в 30 раз больше, чем стоимость Интел. Сегодня стоимость Интел упала ниже $100 млрд.

Интел упустила ИИ

Как только стоимость Интел упала, большие техно компании и инвестиционные банкиры задумались, а не станет ли бывший техно гигант объектом поглощения.

Такие перспективы усиливают давление на Patrick Gelsinger, назначенного главой Интел в 2021 году. Он сфокусировался на восстановлении былого лидерства компании в отрасли чипов, однако эксперты считают, что Интел нужны популярные продукты, такие как ИИ чипы. Без них восстановить доход, который упал более чем на 30% с 2021 года, будет непросто.

Robert Burgelman, профессор Стэнфордской высшей школы бизнеса: «Pat Gelsinger слишком ушел в производство. Они упустили ИИ и теперь пожинают плоды».

История того, как Интел, недавно сократившая 15 000 рабочих мест, осталась на обочине хайпа ИИ, всего лишь малая часть тех вызовов, с которыми сталкивается компания. Эксперты отрасли считают, что компания упустила возможности. Были приняты неправильные решения, а также некачественно реализовали планы.

Почему же Интел упустила ИИ?

Череда ошибок стала побочным продуктом корпоративной культуры, родившейся из десятилетий успеха и больших прибылей с 1980х годов. Тогда чипы Интел и ПО от Микрософт стали двигателями быстрорастущей индустрии компьютеров.

Та культура было ригидной и фокусировалась на франшизе для персональных компьютеров, а позже для дата центров. Топы Интел называли компанию «крупнейшим одноклеточным организмом на планете», замкнутой капсулой.

В компании был принцип, который работал против нее, так как Интел пыталась и потерпела неудачу стать лидером в ИИ чипах. Проекты инициировались, длились годами, а потом резко закрывались или из-за того, что топы Интел теряли терпение, или компании не хватало компетенций. Инвестиции в дизайн новых чипов отходили на второй план. На первом плане оставалась защита и расширение чипов эпохи ПК, так называемой архитектуры x86.

James D. Plummer, профессор Стэнфордского университета и бывший директор в Интел: «Эта технология была жемчужиной Интел. Это было проприетарное и поэтому очень прибыльное ПО. Компания ничего не предпринимала, чтобы сохранить свое лидерство».

Время от времени топы Интел признавали проблему. Craig Barrett, бывший CEO Интел, однажды сравнил чипы x86 с креозотовым кустом - растением, чей яд убивает все другие растения вокруг. Но доход был высоким довольно долго, так что Интел не меняла курс.

В то время, когда Интел обсуждала возможность покупки Nvidia, последняя рассматривалась как нишевой игрок. Nvidia специализировалась на чипах, которые по большей части применялись в компьютерных играх. Однако Nvidia начала адаптировать свои чипы для других областей, например, разведка нефтяных и газовых месторождений.

Пока микропроцессоры Интел успешно выполняли вычисления один за другим, чипы Nvidia повышали производительность в графике благодаря параллельному исполнению операций. Этот подход окупился годы спустя во время бума ИИ.

Надежды на проект Larrabee. Не получилось

После того как идея с покупкой Nvidia была отвергнута, Правление сосредоточилось на внутреннем проекте под кодовым названием Larrabee. Этот проект должен был помочь Интел превзойти конкурентов графических процессоров. Проект возглавлял Patrick Gelsinger. Он пришел в Интел в 1979 году и постепенно дорос до топ менеджера.

На проект Larrabee ушло четыре годы и сотни миллионов долларов. Интел была уверенна, возможно, даже слишком высокомерно оценивала ситуацию, что сможет трансформировать эту область. Patrick Gelsinger на конференции в Шанхае в 2008 году: «Сегодня архитектура графических процессоров подходит к концу». Larrabee должна была стать заменой этой уходящей эпохи.

Larrabee была гибридом: сочетание графики и классического Интел чипа для ПК. Это был смелый план соединить две архитектуры, оставив классическую технологию Интел в центре. Не сработало. Larrabee стала отставать от графика, а производительность сильно отставала от конкурентов.

В 2009 году Интел закрыла проект. Спустя несколько месяцев Patrick Gelsinger объявил, что уходит с поста президента компании и переходит на позицию операционного директора EMC, производителя устройств хранения данных.

Patrick Gelsinger: ностальгия по прошлому

Через десять лет после ухода из Интел Patrick Gelsinger продолжал верить, что Larrabee был правильным направлением. В 2019 году Patrick рассказал в Computer History Museum, что люди начали использовать Nvidia чипы и ПО не только для графики. Это было до ИИ бума, но направление было верным, уверен Patrick.

Прогресс проекта Larrabee был скромным, но как считал Patrick Gelsinger, он мог бы стать успешным, если бы продолжились инвестиции. «Nvidia была бы сегодня в четыре раза меньше, так как у Интел было больше шансов».

Теперь три года спустя после того, как Patrick Gelsinger вернулся в Интел, он продолжает придерживаться своих взглядов. Он дал интервью The New York Times, где подчеркнул необходимость долгосрочных планов и обязательств.

«Если бы Интел тогда не остановила проект, то мир был бы другим сегодня. Но историю изменить невозможно».

Часть технологий из проекта Larrabee используется в специализированных чипах для вычислений суперкомпьютеров. Но прогресс Интел в графических процессорах сократился. Nvidia продолжала инвестировать все годы в дизайн чипов и критическое ПО, которое необходимо программистам, чтобы создавать приложения на инфраструктуре.

Новый виток: Интел покупает стартап- производителя ИИ чипов

Интел же продолжила спотыкаться на рынке ИИ. В 2016 году компания заплатила $400 млн за Nervana Systems, производителя ИИ чипов. Глава компании- Naveen Rao- стал руководителем бизнеса ИИ в Интел.

Naveen Rao вспомнил множество проблем, с которыми он столкнулся в Интел, включая ограничения на найм инженеров, проблемы в производстве и конкуренцию с Nvidia, у который всегда было лучшее предложение. Его команда разработала два новых чипа, один из которых использует Facebook.

Новый ИИ стартап

В декабре 2019 года Naveen Rao был изумлен, когда Интел, несмотря на его возражения купила еще один стартап -производителя ИИ чипов Habana Labs за $2 млрд. Сделка состоялась в тот момент, когда команда Naveen Rao была близка к созданию нового чипа.

Naveen Rao: «Вы сделали продукт, готовый к выходу на рынок, вы его запустили- и тут покупаете стартап за $2 млрд. Это отбрасывает вас на два года назад». Naveen Rao уволился после этой покупки. Теперь он – вице-президент по ИИ в Databricks.

Интел направила свои усилия в части ИИ в создание многослойных графических чипов. Однако разработку этих продуктов остановили. Потом ушли годы на вывод на рынок чипов от Habana Labs. Последняя версия чипов Gaudi 3 привлекла внимание некоторых компаний. Среди них – стартап Inflection AI, бюджетная альтернатива Nvidia.

Под руководством Patrick Gelsinger Интел показал небольшие успехи в производстве чипов. Интел убедил Вашингтон выделить миллиарды долларов федерального бюджета (в рамках Закона о чипах) на восстановление лидерства компании. Но подниматься Интел придется довольно резко.

Новые ИИ чипы от Интел производятся на Тайване

Интел недавно разработал новые чипы, которые удивили аналитиков отрасли. Среди них- ИИ чип для ноутбуков. Но эти чипы производят не на заводах Интел, а на фабриках Taiwan Semiconductor Manufacturing Company. Такое решение снижает прибыль Интел от продажи этих чипов.

Сегодня Интел видит возможности в ИИ бизнесе, так как эта технология все больше используется в различных секторах бизнеса. Большинство корпоративных данных находятся в дата центрах, которые по-прежнему оснащены серверами Интел. Все больше ИИ приложений создается для бизнеса, и обычным компьютерам нужны мощности для запуска этих приложений.

Пока Интел не является лидером ИИ систем. Это поле Nvidia.

Patrick Gelsinger на конференции Deutsche Bank: «В этой гонке они ушли далеко вперед. Принимая во внимание другие вызовы, мы не сможем конкурировать с Nvidia в ближайшее время».

Ссылка на статью:

Начать дискуссию